Уберизация школ

Индивидуальный проект городского развития
3 августа 2020
Индивидуальный проект городского развития
3 августа 2020

 

В своём индивидуальном проекте городского развития Абдуллах Ахмедов, архитектор-исследователь и участник программы Архитекторы.рф из Москвы, предлагает внедрить шеринг-сервис, при помощи которого жители микрорайона могут забронировать услуги школы и воспользоваться ими.

 

Школы в России

Сегодня в школах обучаются более 16,1 млн детей, это почти 11 % населения России. Школьный фонд представляет собой сеть зданий, построенных в основном в период индустриального строительства 1960–1980 гг.

рис. 1 Состояние школьного фонда в России. Авторская диаграмма

Поэтому самые распространённые проекты школ — типовые. Абсолютным рекордсменом стал проект школы серии 65–42, которую в народе прозвали самолётиком.

рис. 2. Типовая школа 65-42 ист. https://pastvu.com

В одной только Москве самолётиков 418 штук — это 30 % всех школьных зданий. Школа занимает немаленький участок в теле микрорайона — около 13 % от общей площади. В жилой застройке у школы центральное и выгодное место, потому что нормативы строительства предписывают для школ радиус доступности. Но часто школы становятся белым пятном для локального сообщества, которое не имеет к ним доступа. Закрытый режим не позволяет эффективно использовать потенциал школы как нового центра для района. Речь идёт о таких ресурсах школ, как качественное благоустройство, игровое поле, крытый спортзал, бассейн (часто единственный в небольшом городе), медиацентр и библиотека, кафетерий, актовый зал, музыкальное оборудование и многое другое.

Мой проект сосредоточен на проблеме доступа местных сообществ к ресурсам школ. Вопрос открытости школ мог бы решить убер. Для этого я предлагаю использовать такой современный инструмент постиндустриальной экономики, как уберизация. Каждый из нас хоть раз пользовался одним из сервисов «Яндекса», Сбербанка, Airbnb, AliExpress, собственно, самим «Убером» и многими другими, которые уже уберизировали те или иные отрасли экономики.

 

Что даёт уберизация?

Уберизация позволяет при помощи современных IT-технологий минимизировать количество звеньев между поставщиком услуг и потребителем. Выстраивает понятный и прозрачный процесс, где пользователь может контролировать сделку и оценивать качество услуг. Часто убер выступает в роли регулятора, ищет клиентов и предоставляет разнообразных поставщиков услуг.

В школах уже прошла уберизация. Я говорю сейчас о переходе на удалённое обучение, которое началось во время карантина. Опыт показал, что технологии дистанционного обучения могут конкурировать с традиционными способами образования.

рис. 5 Удаленное обучение в школах во время карантина

Но что, если у нас появится приложение, которое позволит школьнику выбрать дополнительные занятия или кружки, посмотреть расписание или домашнее задание, узнать, кто сегодня читает лекцию в онлайн-лектории и какие активности планирует школьный комитет на неделю? 

А житель микрорайона, где расположена школа, имел бы возможность забронировать, спортзал. Активная группа могла бы провести занятия йогой или вечерние классы по французскому. Домовые советы организовывать собрания в приспособленном для этого актовом зале школы, а участники хора — репетировать. И все это могло бы осуществиться при помощи одного приложения. Сценариев использования ресурсов школы, которые могли бы приносить внебюджетную прибыль, много. Разумеется, желающие воспользоваться услугами школы проходили бы верификацию.

Уже сегодня школа рассматривается девелоперами как конкурентное преимущество. Новый способ расширения использования школы привлёк бы потенциальных покупателей жилья. Крупный бизнес проявляет заинтересованность к сегменту рынка школьного образования. Такие компании, как «Яндекс» или Сбербанк, уже строят школы нового типа, где на стадии проектирования закладываются возможности уберизации и образования нового типа.

На Западе можно найти примеры проектирования школьных зданий с возможностью использования некоторых их помещений местными жителями. Среди них: школа Ауде-Доккен в Генте, Бельгия; Школа имени Розалинд Франклин в Иври-сюр-Сен, Франция.

Важный вопрос, на который необходимо обратить внимание, — безопасность детей. Его нужно обсуждать со специалистами, но уже сегодня в охране школ применяются технологии слежения, которые позволяют отсечь доступ для недоброжелателей. Система распознавания лиц, видеонаблюдение, отдельные входы и разделение потоков могли бы существенно облегчить задачу обеспечения безопасности детей.

В качестве финального продукта своего проекта я планирую опубликовать лонгрид, где подниму вопрос уберизации школ, её перспектив и возможностей преобразования школ при помощи современных технологий.

 

Контакты для связи:

abdullakh.akhmedov@yandex.ru

 

Индивидуальный проект городского развития
3 августа 2020
Индивидуальный проект городского развития
3 августа 2020
Читайте также