Концепция развития набережной реки Волковки

Индивидуальный проект городского развития
28 июля
Индивидуальный проект городского развития
28 июля

Река Волковка на юге Санкт-Петербурга исключена из жизни горожан, а водная сеть сильно загрязнена. Как вернуть реку городу и горожанам? Анастасия Храмцова, ведущий архитектор «Архитектурного бюро Маликова» и участница программы Архитекторы.рф из Санкт-Петербурга, предлагает концепцию развития набережной реки Волковки в своём индивидуальном проекте городского развития.

Волковка — малая река на юге Санкт-Петербурга, левый приток Невы. Часть реки впадает в Волковский канал, который прорыт вдоль Витебской линии Октябрьской железной дороги. Водосборный бассейн реки включает сельскохозяйственные угодья, пустыри, зоны промышленных предприятий, районы многоэтажной жилой застройки, зоны зелёных насаждений. 

Так как река протекает по урбанизированной территории и является частью рекреационной зоны Санкт-Петербурга, то её состояние напрямую влияет на здоровье людей. Любой водный объект — это точка притяжения для людей. Всем нравится гулять или отдыхать на берегу реки и пруда. Но Волковку жители зачастую воспринимают как грязную реку.

Сейчас так и есть: по берегам стоят гаражи, лежит мусор, территория не благоустроена. Несмотря на это, берега реки активно используются жителями для прогулок, занятий спортом. Такое состояние реки в современном городе недопустимо. Сейчас городская часть русла Волковки подобна полю битвы: природа изо всех сил пытается преодолеть техногенную нагрузку. Над мутной водой склоняются чуть тронутые юной зеленью ветви, сквозь покрышки и горелую траву пробивается свежая зелень. Земля словно ждёт помощи людей и готова откликнуться на любой знак внимания с их стороны.

 

Задачи проекта

Задачи проекта включают три основных направления:

  1. Создание связанного велопешеходного каркаса. Приоритетно создание единого веломаршрута «юг — центр», который соединит существующие внутрирайонные велосвязи города. Следует повысить пешеходную связанность Московского и Фрунзенского районов.
  2. Создание экологичной набережной. Речные долины — это потенциальная основа для зелёного каркаса города. Важно улучшить экологическую обстановку и содействовать сохранению биоразнообразия.
  3. Создание спокойных общественных пространств. Повышение привлекательности и эффективности использования территории. Формирование полноценной рекреационной зоны вдоль реки, новых точек притяжения. Определение сценариев использования территории.

Целевая аудитория проекта — местные жители, владельцы собак, спортсмены, бегуны, велосипедисты, гости территории и пользователи, которые находятся в 10–20-минутной зоне доступа от набережной.

 

Успешный опыт преображения рек

В Петербурге уже есть примеры успешного преображения набережных рек. В 2019 открыли первую очередь набережной реки Карповки. Длина всей набережной почти 3 километра, остальные ее участки сделают в 2021 году. Здесь получилось организовать взаимодействие активистов и администрации и превратить пустырь-парковку в новое общественное пространство. Это был первый опыт соучаствующего проектирования в городе.

Также в 2019 году в проекте партиципаторного бюджетирования «Твой бюджет» победила инициатива Дмитрия Горохова — превратить береговую линию реки Утки в пешеходные аллеи с мостиками, деревьями и зонами отдыха для людей разного возраста. Для этого нужно привести берег в порядок, проложить пешеходные дорожки, поставить фонари, скамейки, урны, столики, детские и спортивные площадки. Будущее района напрямую зависит от того, появится ли в нём комфортное пространство для прогулок и отдыха. Пешеходная среда может стать точкой развития района. 

Опыт этих проектов служит примером того, как в городе появляются общественные пространства, действительно нужные и полезные жителям, в которых горожане активно участвуют на всех этапах планирования благоустройства.

 

 

Методология исследования

Исследование состояло из трёх этапов: анализа экологического состояния, транспортной инфраструктуры, запросов пользователей.

 

  • Экология

В ходе работы над проектом было проанализировано экологическое и природно-ландшафтное состояние реки Волковки. 

Волковка — малая река, протекающая на юге Санкт-Петербурга. Её водосборный бассейн включает сельскохозяйственные угодья, пустыри, зоны промышленных предприятий, районы многоэтажной жилой застройки, зоны зелёных насаждений, кладбища. Исток Волковки расположен в районе Пулковских высот. Около 90 % вод реки Волковки относятся к 4-му классу качества воды (грязная).

Высокий уровень загрязнённости сохраняется из-за поступления рассеянного загрязнённого поверхностного стока из районов многоэтажной жилой застройки. Почвенно-поверхностные воды и воды ливневой канализации, поступающие с прилегающей к реке территории многоэтажной жилой застройки, как правило, имеют повышенное содержание биогенных элементов, в особенности соединений азота и фосфора в минеральной форме. Около 90 % речных вод по значению удельного комбинаторного индекса загрязнённости воды (УКИЗВ) относятся к 4-му классу — грязные воды. Изучение пространственной динамики загрязнённости вод реки Волковки позволяет сделать вывод, что на загрязнённость реки влияют два основных фактора: почвенно-поверхностный сток из районов многоэтажной жилой застройки и выпуски сточных вод, поступающих в реку от различных организаций. Кроме того, бесконтрольная хозяйственная деятельность человека приводит к утрате местных видов флоры и фауны.

 

Предлагаемые проектом решения:

  1. Мониторинг экологической ситуации.
  2. Фильтрация стоков из дренажных систем.
  3. Развитие биодренажных систем.
  4. Создание гидробиологических очистных сооружений.
  • Набережная как часть развития велопешеходной инфраструктуры

Для городов, стремящихся повысить городскую устойчивую мобильность и качество жизни жителей, развитие активных способов перемещения по городу становится приоритетным направлением.

Сегодня внутрирайонная велосипедная инфраструктура города активно развивается, однако веломаршруты из периферийных районов в центр слабо развиты или отсутствуют. Это подтверждает Концепция развития велоинфраструктуры 2022–2033 гг.

В III квартале 2019 года Городской центр управления парковками подготовил карту востребованных велосипедных маршрутов на основе предложений жителей Санкт-Петербурга. В ходе систематизации предложенных трассировок были выявлены наиболее востребованные горожанами магистральные веломаршруты на юго-западе города, особенно в районах новой жилой застройки.

Все отмеченные жителями Санкт-Петербурга веломаршруты представлены на карте и будут учтены при формировании адресных программ на перспективный период. Маршрут, проходящий вдоль реки Волковки, востребован пользователями и вписывается в концепцию развития велоинфраструктуры Санкт-Петербурга.

Межрайонные пешеходные связи Московского и Фрунзенского районов слабо развиты. Существует множество естественно сложившихся барьеров в виде реки, ж/д и промышленных зон, которые нарушают транспортную связь районов. Изучение тепловой карты пешеходной активности, полевые наблюдения, глубинные интервью подтвердили эту проблему. Люди перемещаются между районами, нарушая правила перехода ж/д путей, автомобильных дорог. Реку переходят по инженерным коммуникациям. Проект предлагает повысить межрайонную пешеходную связанность, обустроить безопасные переходы, зелёные буферы.

 

  • Запросы пользователей

На основе глубинных интервью, опросов был составлен список проблем и запросов пользователей. Многие жители отмечали, что чувствуют себя тоскливо и неуютно в городской среде, людям не хватает общественных пространств, скамеек, мест отдыха, катания на велосипеде/роликах, досуга у воды.

 

Реализация проекта

Запуск проекта возможен в рамках инициативного предложения в проекте партиципаторного бюджетирования «Твой бюджет. Фрунзенский район». 

«Твой бюджет» — проект для жителей Санкт-Петербурга, который даёт возможность напрямую участвовать в распределении городского бюджета и повышать качество жизни в городе. В ходе проекта петербуржцы могут предложить идею по развитию городской среды, проработать инициативу на заседаниях и — после прохождения экспертизы — вынести идею на голосование. 

К возможным бюджетным источникам также относится муниципальная программа по очистке территорий Фрунзенского района I, II категорий вдоль полосы отвода РЖД и программа по благоустройству. Внебюджетные источники финансирования — обязательства иных субъектов (РЖД), инвестиционные программы ремонтно-путевых работ на Октябрьской железной дороге, частные инвесторы (ТЦ «Балкания Nova», ТЦ «РИО»).

 

Стратегия взаимодействия с пользователями в рамках первого этапа проекта:

  • информирование;
  • вовлечение жителей в проект через организацию мероприятий на реке;
  • выявления потенциальных участников-активистов, их знакомство друг с другом;
  • определение запросов социальных групп;
  • исследование спектров возможностей использования водного ресурса;
  • популяризация вопроса развития прибрежного пространства и создания открытой платформы обмена информацией.

 

Реализация проекта также предполагает модульность:

 

Эффекты

Ожидаемый результат реализации проекта — создание благоустроенной территории, преобразование её в рекреационную зону. Долина реки может превратиться в линейный парк, который ведёт от периферийных районов города к его центральной части. Велосипедная инфраструктура сможет облегчить проблему маятниковой центр-периферийной миграции. В результате должен получиться единый каркас общественных мест с различными функциональными зонами. Стейкхолдеры, которым может быть интересен проект, — администрации прилегающих районов; комитеты развития транспортной инфраструктуры, природопользования; велосообщество, сообщества активистов Фрунзенского района, сообщества экологов и представители бизнеса.

Контакты для связи:

Храмцова Анастасия Юрьевна

+7 (921) 874–53–03

arch.studio.spb@gmail.com

@khramtsova_arch