Архи-текст: инструменты создания общественных пространств от ООН-Хабитат

Лонгрид
8 ноября
Лонгрид
8 ноября

«Глядя в будущее, мы не должны забывать четыре исторических урока успешного городского планирования. В первую очередь правила городского развития должны обеспечивать полноценное включение городских сред в жизнь общества и избегать возникновения изолированных территорий. Во-вторых, примерно половину площади города, включая территорию улиц, площадей, рынков и парков, стоит отдавать во всеобщее пользование. В-третьих, необходима качественно спроектированная сеть общественных пространств, включая уличные, для обеспечения их эффективной взаимосвязи. И наконец, не менее важна разумно спланированная плотность населения и смешанные формы землепользования, чтобы такие факторы производства, как труд, товары и услуги, располагались близко друг к другу» (Джоан Клос, глава Программы ООН по населенным пунктам ООН-Хабитат). 

Эта статья призвана обеспечить сторонникам развития общественных пространств на международном, национальном, городском уровнях или уровне сообществ весомые аргументы, способные поддержать их усилия по увеличению количества, улучшению качества и грамотному распределению общественных пространств в городах. 

Наши доводы в пользу общественных пространств: 

  • Знак цивилизованности города 
  • Достояние горожан 
  • Они стимулируют рост доходов, инвестиций и национального благосостояния 
  • Укрепляют экологическую устойчивость среды 
  • Повышают эффективность транспортной инфраструктуры 
  • Делают город более безопасным 
  • Способствуют установлению справедливости и социальной интеграции 
  • Делают города доступнее для всех граждан, вне зависимости от пола и возраста 
  • Создают идеальные условия для формирования гражданской вовлеченности 
  • Формируют великие города 

Знак цивилизованного города

Общественные пространства — это места, где люди совершают общедоступные действия: перемещаются с места на место; наслаждаются общественными возможностями культуры и отдыха; посещают другие части города или другие частные территории; ходят по магазинам; встречаются с другими или просто гуляют. 

Латинское слово Civitas обозначает сообщество, разделяющее одну среду, а Cives — это «гражданин». Цивилизованность — это производный термин, характеризующий поведение как гражданина, так и сообщества. Однако эти явления существуют отнюдь не в вакууме. Как правило, они развиваются в Urbs — жилой среде граждан. Качественные общественные пространства могут способствовать цивилизованному поведению, а цивилизованное поведение может формировать качественное общественное пространство. Нигде, как в общественных пространствах. Следовательно, общественные пространства — знак цивилизованности города. 

Достояние горожан

Процветающий город предлагает разнообразие общественных благ и разрабатывает законы и инициативы, направленные на устойчивое использование «общего достояния» и равный доступ к нему — например, к общественным пространствам. Главный приоритет любого города —  стимулировать появление и развитие таких общественных благ, как транспорт, озелененные территории и доступное пространство, и такого «городского достояния», как безопасность, защищенность и участие в политической деятельности по улучшению качества жизни и общего благосостояния. Размер и качество всех общественных пространств в городе в целом — хороший показатель общего благосостояния. 

В докладе 2012 года «Состояние городов мира» (State of the World Cities Report) ООН-Хабитат утверждает, что городам необходимо улучшать общественную территорию, развивать общественные блага, укреплять права на «общее достояние» для всех в целях увеличения благосостояния. Это ответ на очевидную тенденцию по концентрированию и замыканию благ и общего достояния в отдельных благополучных зонах или истощению общих благ нерациональным использованием. 

Таким образом, общественные пространства в городах заслуживают первостепенного внимания. Они должны служить всем жителям городов, в частности самым уязвимым и непривилегированным группам. 

Кроме того, количество и качество общественных пространств — это не данность, а сфера, требующая внимания и заботы. В отличие от частной собственности, общественные пространства принадлежат всем и каждому. Каждое вложение, как частное, так и государственное, в эту сферу приводит к росту общего городского капитала. Общественные пространства — это общий капитал, который мы можем использовать, изменять, дополнять и передавать будущим поколениям. 

Однако в докладе ООН-Хабитат 2012 года «Состояние городов мира» утверждается, что заполнение пригородных пространств крупной застройкой низкой плотности и крупными коммерческими аутлетами, а также вторжение на экологически хрупкие территории являются примерами необратимого разрушения ландшафта и ресурсов окружающей среды. Даже столь давно укорененные общественные пространства, как городские парки, находятся под угрозой застраивания. К счастью, реакция общественности на эти угрозы подтверждает, что горожане воспринимают эти пространства как общее благо, наслаждение которым является одной из базовых потребностей и которое необходимо передать следующим поколениям. Не многие сферы жизни могут служить столь же убедительным свидетельством сохранения изначального духа устойчивого развития. 

Стимул роста доходов, инвестиций и благосостояния

В конечном счете системы общественных пространств могут быть устойчивыми только в том случае, если для их создания, расширения, управления и ухода за ними имеются достаточные ресурсы. Устойчивый приток ресурсов может быть обеспечен только за счет доходов самого города. В свою очередь, эти доходы — обычно в форме налогов —  связаны с экономическим подъемом и ростом цен на недвижимость. Экономический подъем связан с инвестициями, а их объем зависит от таких факторов, как привлекательность города с точки зрения мобильности и безопасности. Это и есть круг благоприятных возможностей общественных пространств. 

Общественные пространства создают важные, но зачастую недооцененные преимущества для любых видов предпринимательской деятельности и бизнеса, как официальных, так и неофициальных. В частности, общественные пространства могут выступать в качестве мест, где законным и организованным порядком может осуществляться неофициальная коммерческая деятельность, что дает возможность самым бедным обитателям города заработать средства к существованию. Неформальная торговля может быть урегулированной и законной и проходить как в общественных пространствах, обычно применяемых в других целях, так и на традиционных местных рынках. 

Ключ к экологической устойчивости среды

Негативные последствия чрезмерного количества поверхностей с асфальтовыми и другими покрытиями в городах хорошо известны. Парки, сады и детские площадки, при правильном распределении по территории города, срабатывают как необходимое противоядие от этой проблемы, так как открытые и озелененные пространства выполняют жизненно важные для экологии функции. 

Хорошо спланированная и покрывающая весь город система общественных пространств способна создать сеть озеленения, которая будет восстанавливать экологические системы и естественную взаимосвязь в окружающей среде (дикой природы, заповедников, водоемов) и поддерживать биологическое разнообразие на территории города. А это, в свою очередь, может создавать разнообразные преимущества для всех горожан и привлекать туристов. Воздействие, которое общественные пространства могут оказывать на экологию, чрезвычайно важно и для смягчения последствий глобального потепления. Город с плотной сетью озелененных территорий и активным управлением этими территориями лучше подготовлен к противостоянию. 

Многие города уже оставили далеко позади модель XIX века с индустриальным подходом к общественным пространствам: благодаря распространению урбанистической агрокультуры для жителей городов был налажен местный вариант оборота ресурсов, включающий воду, еду и отходы. Новые возможности позволили горожанам получить опыт в улучшении условий в городских пространствах, а часть жителей получили навыки управления экосистемами в своей повседневной жизни. 

Эффективность транспортной инфраструктуры

Общественные пространства могут снизить трафик, среднее время в пути и количество дорожно-транспортных происшествий. Ведь именно они занимают ключевое место при планировании и распределении потоков различных видов транспорта и смещении акцента на пешеходные и веломаршруты. Одна из первостепенных функций общественных пространств состоит в том, что они позволяют людям перемещаться и получать доступ к различным местам в городе пешком, на велосипеде, мотоцикле, машине или общественном транспорте. Из этого следует, что главная задача городского планирования и управления — согласовать эти зачастую конфликтующие способы передвижения. Хорошо спланированные общественные пространства стимулируют пешеходное и велосипедное движение и способны сформировать для этого безопасную среду за счет снижения скорости и плотности автомобильного потока. Такие концепты, как общие территории и жилые зоны, наглядно показывают преимущества перепланировки улиц для их совместного использования всеми видами транспорта. 

Влияние на здоровье населения

Качественные общественные пространства позволяют людям проявлять игровую и физическую активность, повышают привлекательность прогулок, являются успокаивающей, снижающей уровень стресса, средой — все это положительно сказывается на самочувствии горожан. Доступ к добротной, содержащейся в хорошем состоянии системе общественных пространств помогает укрепить физическое и ментальное здоровье, вдохновляя людей больше гулять, играть и просто расслабляться на свежем воздухе. Иными словами, открытые пространства —  мощное средство против многих недугов. Например, игра является необходимым этапом всестороннего развития детей: от приобретения социальных навыков, испытания, проживания и разрешения пиковых эмоциональных состояний до усвоения моральных принципов, развития когнитивных навыков и, конечно, укрепления физического здоровья. Озелененные общественные пространства позволяют людям быть ближе к природе, что не только положительно сказывается на психическом здоровье, но и дает возможность в условиях города испытать радость взаимодействия с флорой и фауной.

Безопасность

Смешанные и раздельные общественные пространства (имеется в виду как то, кто их использует, так и то, как они используются, в какое время, а также их планировка и состояние) создают динамичное и загруженное место, что само по себе защищает его посетителей. Страх преступности и, куда в меньшей степени, сами преступления могут удерживать от посещения даже качественных общественных пространств не только уязвимые группы населения, но и всех остальных. Дети, молодежь и пожилые люди, например, зачастую лишены возможности находиться в парках, на площадях и улицах из-за страха преступности и насилия. Кроме того, с определенными опасениями часто сталкиваются и женщины и, из-за угрозы насилия и преступлений, им становятся не доступны общественные пространства в некоторых районах. Изменение устройства общественных пространств и лучшее управление ими может способствовать успокоению этих страхов. В частности, ощущение незащищенности в общественных пространствах может быть снижено за счет привлечения туда больших потоков людей на протяжении всего дня. 

Справедливость и социальная интеграция

Справедливость подразумевает систематическое перераспределение преимуществ развития и застройки города, а также правовую базу, обеспечивающую «конкурентные условия игры», и институты, защищающие права малоимущих, меньшинств и других уязвимых групп населения. Поддержание справедливости, помимо этого, требует укрепления равенства на социально-экономическом уровне и предоставления одинаковой для всех возможности проявления гражданской активности. Справедливое распределение прав и благ уменьшает вероятность отчуждения и вытеснения кого-либо, предоставляя возможность утверждения и вовлечения в общественную жизнь представителям всех социальных групп, что позволяет в полной мере реализовать потенциал всего населения. 

Те процессы в обществе, которые запускаются благодаря возможностям общих благ, таких как общественные пространства, позволяют всему населению оставаться вовлеченными в жизнь города и заявлять о своем праве на него. Таким образом, то, как город формируется, и то, как он формирует своих жителей, во многом завязано на способности городских систем предоставить каждому равные возможности для развития и реализации. В том, как разнообразные группы используют улицы и другие общедоступные части города, какие социальные отношения складываются в общественных пространствах, отражаются классовые, гендерные, возрастные, расовые и этнические различия. 

В масштабах города социальная интеграция создает среду, в которой каждая личность или социальная группа чувствует принадлежность к единому целому, имеет доступ к «общему достоянию» и полную свободу участия в коллективном самоуправлении. Доступ к хорошо спланированным и приятным общественным пространствам становится особенно важным ресурсом в связи с ростом и уплотнением городов. В особенности это касается тех, чьи индивидуальные условия жизни — дом или квартира и непосредственное окружение жилья —  недостаточно качественны и комфортны, или тех, кому определенная инфраструктура и общие пространства нужны для здоровья, отдыха и социализации. Увеличение доступности хороших общественных пространств для самых уязвимых слоев населения города — это серьезный инструмент поддержания в городе справедливости, содействия интеграции и борьбы с дискриминацией. Сложности в обеспечении доступного и достойного жилья должны быть компенсированы щедрым предоставлением качественных общественных пространств и государственных услуг. 

Доступность для людей вне зависимости от пола и возраста

Интересы, которые отстояли женщины под лозунгом равенства, можно умножить, подтвердив их право на город. Общественные пространства могут служить движущей силой для женщин, девочек и их прав на город. Улицы и другие общественные пространства — это превосходный инструмент для обеспечения комфортной жизни в городе для людей вне зависимости от пола и возраста. К примеру, женщины используют улицы и общественные пространства чаще и с более разнообразными целями, чем мужчины. Женщины с большей вероятностью будут разделять время на работу и семью и потому будут чаще мужчин использовать городскую сеть общественных пространств: тротуары, автобусы, трамваи и метро. Для этого им требуется эффективный и надежный общественный транспорт в той же мере, как и безопасные улицы и общественные пространства. Получается, что город, удобный для женщин, —  это не просто город, где уделяется особое внимание нуждам женщин, но и, конечно, тот, в котором лучше работают городские службы и где общественные пространства обустроены грамотнее и безопаснее.

Инициативы в пользу женщин показывают, насколько продуманным и удобным может быть город, если уделяется особое внимание совмещению общественных пространств с потребностями женщин. Здесь могут быть реализованы различные подходы: от очевидных — например, по улучшению уличного освещения — до особых инициатив и кампаний, направленных на создание благоприятных условий для женщин на улицах и в общественных местах. Столь разные города, как Вена и Сеул, получали награды за свои проекты общественных пространств, делающих города более доступными для женщин и повышающих их мобильность. 

Общественные пространства всегда привлекали молодежь. Большинство молодых людей активно и часто используют общественные пространства; для них это одно из немногих пристанищ, где они могут «оттянуться» без родительского контроля. При этом у детей и молодежи существуют многочисленные и запутанные препятствия и ограничения в доступе к этим пространствам. И особенности планировки общественных пространств, и ход общественного развития — все это влияет на желание или саму возможность для молодежи проявить себя в общественных пространствах. В зависимости от возраста разные факторы определяют использование молодыми людьми общественных пространств: плотность трафика на жилых улицах; боязнь насилия и преступлений; недостаток мест в жилых зонах, созданных с учетом потребностей детей и подростков; коммерциализация детского и молодежного отдыха, досуга и игровых точек.

Гражданская вовлечённость

Участие жителей в планах и планировании города уже на протяжении долгого времени считается необходимым шагом на пути к ответственному, прозрачному и расчетливому, одним словом, «устойчивому» градостроительству и управлению. Участие в гражданском обществе создает потенциал для утверждения сообществ и производства социального капитала, ведет к лучшему дизайну городских проектов и позволяет учитывать замечания и пожелания жителей в стратегии развития города. Поскольку в случае городского проекта, полностью осуществляемого частными застройщиками — например, в рамках строительства нового офиса или жилого комплекса, — обеспечить открытое участие граждан сложно, тем важнее, оправданнее и эффективнее такое вовлечение в процесс всех городских трансформаций, затрагивающих общественные пространства. Зачастую жители сами объединяют свои усилия вокруг того общественного пространства, которое хотят создать или благоустроить. 

Верно и обратное: создание общественных пространств, управление ими и их использование — идеальная возможность для вовлечения жителей как в масштабе всего города, так и на уровне локальных сообществ. Одним из важных примеров уникального потенциала общественных пространств для формирования гражданской активности является практика «городского хозяйствования» (urban stewardship). Хозяйствование охватывает все окрестности и распространяется как на частные, так и на муниципальные владения. Гражданское хозяйствование производится самими жителями на общественных и полуобщественных землях территорий с повышенной плотностью населения. Горожане всех возрастов волонтерами участвуют в проектах и работают на участках, не принадлежащих им лично. Эта деятельность включает управление парками, восстановление открытого пространства, высадку деревьев вдоль улиц и развитие общественных садов и огородов. 

Секрет успеха великих городов

Когда мы думаем о великих городах, мы неизбежно вспоминаем про их общественные пространства: проспекты, бульвары, улицы, мосты, реки, площади, парки, сады, игровые площадки и общественные здания. Эти места являются не только визуальными доминантами города, они еще и демонстрируют разницу между своим приятным обликом и менее выразительной окружающей застройкой. 

Города становятся великими, лишь когда у них есть прекрасная система общественных пространств. К тому же индивидуальность всех великих городов определяется далеко не только зданиями. Например, красота определяется не только наличием уникальных достопримечательностей, но и благодаря общей гармонии и порядку. Эти качества в городах часто связаны со схемами планирования улиц и преимущественно — общественных пространств. Помимо того что регулярное расположение улиц (в особенности основанное на наиболее детальной и предсказуемой сетке) открывает взгляду выразительные перспективы, это еще и отлично стимулирует к физическому развитию, а также позволяет как туристам, так и местным жителям легче ориентироваться, чувствовать себя в городе более расслабленно и располагает к прогулкам и изучению окрестностей.