Архи-текст: руководство по созданию детских площадок

Лонгрид
1 ноября 2019
Лонгрид
1 ноября 2019

В еженедельной рубрике «Архи-текст» – мануал по проектированию детских площадок, написанный четырьмя британскими специалистами (Эйлин Шекелл, Никола Батлером, Филом Дойлом и Дэвидом Боллом) по планированию и развитию игровых пространств. Этот лаконичный текст может быть полезен архитекторам, урбанистам и проектировщикам не только как инструкция по применению, но и как дополнительное чтение. В статье описываются не только технические подробности создания игровых площадок, но и основные принципы их устройства и дизайна. 

проектируя игру: руководство по созданию детских площадок

Для создания вдохновляющих игровых пространств, которые понравятся детям, будут побуждать их к игре и соперничеству и смогут удовлетворить их потребности, нужно понимать детей, знать, как устроена игра, обладать техническими навыками и, прежде всего, уметь фантазировать. 

10 принципов проектирования удобного игрового пространства 

Хорошие игровые пространства:

  • уникальны, предназначены для игры
  • удобно расположены
  • используют особенности естественной среды
  • предлагают разнообразные возможности для игры
  • доступны как для здоровых детей, так и для детей с ограниченными возможностями
  • удовлетворяют потребностям местного сообщества
  • позволяют детям разного возраста играть вместе
  • предполагают некоторый уровень риска и соперничества в игре
  • не наносят вред окружающей среде и легки в обслуживании
  • предполагают возможность изменений и перестроек

Что такое игра 

Попросите любого взрослого вспомнить его самые запоминающиеся игры. Чаще всего они происходили на открытом воздухе, нередко на природе, в компании друзей; захватывающие, коллективные, творческие события, часто — долгожданные. Спросите тех же взрослых, могут ли так же играть их дети сегодня, и молчание будет вам ответом. Но современным детям нужны столь же широкие возможности для игры, какие были у их родителей. Чтобы создавать пространства, в которых дети могут свободно играть и получать опыт, который потом будут вспоминать всю жизнь, необходим тщательно продуманный и творческий подход. 

Заказчикам игровых площадок идеи, изложенные в этом руководстве, на первый взгляд, могут показаться необычными и, возможно, трудновыполнимыми. Однако как только они поймут и признают все возможные положительные следствия предлагаемого подхода для детей и местных сообществ и дадут волю воображению, то смогут мыслить, проектировать и формулировать заказ с большей творческой свободой. 

По всей Великобритании детские площадки выглядят удивительно однотипно — часто на проект оказывают решающее влияние существующие форматы и стереотипы. Площадка, состоящая из базового оборудования, ограды и ударопоглощающего резинового покрытия, располагает к очень неразнообразным играм. Считается, что именно так должны выглядеть игровые площадки. Хотя британские дети часто с удовольствием играют на таких площадках, во многих регионах тем же самым детям больше некуда пойти, чтобы поиграть на улице и на природе, провести время на свежем воздухе, занимаясь «своими делами», — у них мало свободы в восприятии мира вне дома. 

Необходимо сделать общественные пространства более дружелюбными к детям и подросткам. Однако из-за того, что в наши дни очень много факторов затрудняет детям доступ на улицу, особенно важно, чтобы собственно игровые площадки предлагали куда больше вариантов игры и задействовали большее количество сред, чем раньше. Именно поэтому британские специалисты все чаще обращаются к новым подходам в проектировании детских площадок, во многом вдохновленным примерами континентальной Европы, где можно увидеть нестандартные решения в планировке игровых пространств. 

«Слава богу, мы все понимаем, что детей нельзя держать на одних куриных наггетсах и фруктовых леденцах. Точно так же их нельзя сажать на „игровую диету“ из пружинных качалок и каруселей… Если мы действительно хотим повысить качество игры, мы также должны обеспечить детям более естественную и творческую игровую среду, которая обостряет органы чувств и стимулирует воображение»

Главная цель при создании игровой площадки — предложить детям богатую игровую среду, где, по возможности, они также будут узнавать новое об окружающем мире. 

«На хорошей игровой площадке ребенок может свободно двигаться и играть в активные игры. Пространство и объекты позволяют устраивать разнообразные укрепляющие и развивающие выносливость игры. Хорошие игровые площадки стимулируют все органы чувств: например, обеспечивая доступ к звукам и музыке или с помощью растений, источающих запахи. Хорошая игровая площадка — место взаимодействия и общения, где ребенок может сам решать, играть одному или же с другими, с кем вести переговоры, сотрудничать, соревноваться и как разрешать конфликтные ситуации. Хорошие игровые площадки позволяют ребенку использовать в своих играх натуральные и искусственные материалы, инструменты и всевозможную мелкую всячину. На хорошей игровой площадке ребенок проверяет границы своих возможностей — он спотыкается и падает, играет и занимается спортом, взбирается и карабкается наверх» 

создание вдохновляющих мест для игр

Для создания естественных и интересных игровых пространств необходим проектно-ориентированный подход к формулированию технического задания; он основывается на 10 принципах, отраженных в одном золотом правиле: хорошая игровая площадка — самостоятельное пространство, спроектированное на специально выделенной для этого территории таким образом, чтобы наделить ее максимально возможной игровой ценностью. Соблюдение десяти принципов проектно-ориентированного подхода зависит от способности всех участников процесса продумать игровое пространство, куда дети будут приходить с удовольствием и раз за разом возвращаться туда в своих воспоминаниях. 

Совершенствуйте окружающую среду 

Хорошие игровые площадки вписываются в ландшафт и увеличивают ценность окружающей территории, дополняя обустроенные пространства и совершенствуя менее облагороженные районы. На ранних стадиях работы проектировщики должны изучить площадку, чтобы выявить элементы, которые можно будет встроить в проект. Источником вдохновения в таких случаях служит знание территории и местной истории. 

«В разработке детских игровых площадок принципиальный не связанный с экономикой фактор — это genius loci, гений места. Иными словами, уже существующие качества и атмосфера места. Это может быть часть здания, колоритное дерево, старая статуя, какое-то событие из прошлого или что-то еще. Гений места — важная отправная точка, которая может определить структуру новой площадки» 

В сельской местности ценность игры может быть повышена за счет использования ее географических особенностей и распространенных там материалов. На игровой площадке Бальмаха в итоговый план были вписаны естественный холмистый рельеф, круглые гранитные булыжники и высокие травы и кустарник, произрастающий на этой территории. 

Не менее важно для более привлекательного результата планировать площадку с учетом существующей городской среды. Хороший пример — скейт-парк на автобусной остановке Милтон Кейнс, который был специально спроектирован, чтобы вписаться в уличную обстановку. Скейт-парк построен из тщательно отобранных материалов, дополняющих городской ландшафт. 

Выбирайте подходящее место 

Хорошие площадки расположены там, где «дети и так стали бы играть», и вдали от опасных дорог, шума и грязи. Вы можете как угодно хорошо спроектировать площадку, но если она расположена неудобно, люди не захотят и не смогут туда приходить. Хотя детям зачастую нравится чувствовать себя вдали от опеки родителей, есть разница между приятной уединенностью и затерянностью. 

Чрезвычайно успешны игровые площадки, расположенные вдоль естественных троп и оживленных общественных дорожек. Главная тропинка в садах Алленс используется посетителями в качестве основного пути в сторону парка, хотя само это место относительно скрыто жилым массивом. По обеим сторонам тропы густо высаженный кустарник и деревья делят сады на маленькие, почти секретные поляны. С одной стороны, есть ощущение, что там могут ходить люди, и нет чувства изолированности, но при этом все равно сохраняется возможность уединиться и спрятаться. 

Стройте на природе 

Многие исследования доказывают, что детям идет на пользу доступ к естественной среде. Поросшие зеленью холмы, травы, пни и булыжники делают площадку более привлекательной и приятной для игры, а растения привлекают птиц и других животных, которые в буквальном смысле оживляют пространство. В густонаселенных городских зонах, где почти или совсем нет зеленых пространств, такой подход помогает смягчить жесткий урбанистический пейзаж. В сельской местности такой подход тоже плодотворен, потому что и там дети могут иметь весьма ограниченный доступ к естественной природной среде и материалам. 

Появление игровой площадки Чейпелфилд между деревней и сельскохозяйственным районом превратило изначально плоский местный рельеф в приятное и доступное для игры пространство из насыпей, канавок и полянок по мотивам археологической истории этих мест. Новый неровный ландшафт очень подходит для самых разных игр — дети могут исследовать место, карабкаться, играть в прятки и салки, то есть заниматься привычными для себя делами. 

Стройте площадки для самых разных игр 

На хорошей площадке дети и подростки разного возраста и интересов могут найти для себя разные занятия. Такие площадки — важные точки социализации не только для детей, но и для родителей и опекунов. Ведущую роль здесь играет идея недирективного игрового оборудования, которое дает детям свободу игры и стимулирует воображение и творческий подход. 

На игровой площадке Трефьюзис несколько элементов игрового оборудования предназначены для привычных видов активных игр. В то же время они спроектированы и расположены так, чтобы создать недирективное пространство, в котором дети могут использовать их для самых разных игр — творческих, социальных и ролевых. Кроме того, были установлены элементы без определенной функции. Например, изогнутая бетонная структура, которая может быть и площадкой для катания на скейтборде, и скамьей, и даже поверхностью, по которой могут бегать маленькие дети. 

Стройте площадки, доступные всем 

На хороших игровых площадках с удовольствием играют вместе дети и подростки с ограниченными возможностями и здоровые. При этом важно понимать, что не все игровые элементы могут быть доступны для всех детей. В правильно спроектированных игровых пространствах разные дети могут играть вместе. При этом доступ на площадку должен быть также свободен и для родителей и опекунов с ограниченными возможностями. 

Хотя многие производители фокусируются на оборудовании, которое доступно для людей на колясках, важно помнить, что существует множество разных видов инвалидности и особых потребностей. Недирективное оборудование, которое можно использовать разными способами, —  например, качели-гнездо — подойдет детям с разными потребностями и возможностями. 

На мемориальной игровой площадке Дианы, принцессы Уэльской, в Кенсингтонских садах в Лондоне здоровые дети и дети с ограниченными возможностями могут играть бок о бок друг с другом. Доступ на приподнятые над уровнем земли пешеходные дорожки с пандусами осуществляется по гладкой тропинке, которая также соединяет островки сыпучего покрытия (песок и древесная стружка). Песочные зоны доступны для людей на колясках с сопровождением. А в песке могут играть вместе дети с самыми разными потребностями и возможностями. 

Стройте площадки, которые понравятся местным жителям 

Чтобы построить игровую площадку, которая будет удовлетворять потребностям детей и сообществ, в которых они живут, почти всегда необходимо провести исследование будущей целевой аудитории. Опросите потенциальных пользователей и жителей соседних районов: пусть они расскажут, что их тревожит, чего они хотят и о чем мечтают. Успешное привлечение местного сообщества поможет создать пространство, которое нравится и нужно местным жителям. 

В игровом лесу Катсайк в Западном Йоркшире заказчик спроектировал и построил игровую структуру, состоящую из шестиметровых столбов, платформы, горок и сеток, из которых можно выстроить «игровой лес». Высота самой высокой платформы, предназначенной для подъема, составляет 4 метра, тогда как в соответствии со стандартом максимально возможная высота опорных конструкций не должна превышать 3 метра. Кроме того, есть риск падения детей с платформы. По результатам анализа рисков было решено, что положительное влияние созданных условий на качество игрового опыта достаточно велико, а возможность падения довольно низкая, чтобы разрешить постройку платформы. Игровой лес был построен в тесном сотрудничестве с местными жителями, которые активно используют это место и очень гордятся, что в их маленькой деревне есть такая необычная и увлекательная игровая площадка. 

Стройте площадки, где дети разных возрастов будут играть вместе 

На хорошей игровой площадке нет разделения по возрасту и возможностям. Оборудование расставлено так, что его могут использовать разные дети, и в масштабах одной площадки даже могут сосуществовать разные схемы его использования в зависимости от дня или недели. 

На игровой площадке Вайвис-стрит в лондонском боро Тауэр-Хамлетс шинными качелями пользуются все дети — и старшие подростки, и совсем маленькие дети в сопровождении взрослых. И даже песочница, которую делали с расчетом на маленьких детей, пользуется успехом у тех, кто постарше: им нравится сидеть по периметру с друзьями. 

Стройте площадки, где дети могут проявлять себя 

Детям и подросткам нужно испытывать себя на прочность и получать адреналин в своих играх. 

«Чтобы научиться справляться с непростыми ситуациями, детям необходимо рисковать. Это неотъемлемая часть процесса взросления, и игра — один из важнейших способов развития этого жизненно важного навыка. Игровые ситуации — катание на велосипеде, подъем по сетке или раскачивание друг друга на качелях — предполагают риск. Важно не пытаться чрезмерно опекать детей и не огораживать их от всех потенциально опасных игровых ситуаций»

В игровом лесу в парке аббатства Кумби клиент с подрядчиком разработали структуру из столбов и сетей на территории густого леса. Высота конструкций колебалась в диапазоне от 15 сантиметров до 3 метров, землю покрыли древесной стружкой. Эта конструкция вызывает восторг не только у детей и подростков разного возраста, но и у молодых взрослых людей. 

Стройте экологичные и эффективные игровые площадки 

Качественные площадки проектируют и строят с использованием экологичных и перерабатываемых материалов. Долговечность и экологическая безопасность — очень важные факторы, которые следует учитывать при проектировании, однако в первую очередь следует думать об игровой ценности пространства и удобстве для игры. Хорошие детские площадки строят в соответствии с принципами экологичности, но они не должны быть непременно чистыми. Всяческие веточки, травинки и опавшие листья могут вдохновлять на новые игры. 

В Хоршем-парке в Хоршеме, Западный Сассекс, игровая площадка состоит из разных покрытий; значительная поверхность пространства засыпана песком и привлекает большое количество детей. На этой не слишком защищенной площадке песок довольно быстро расползается за пределы игрового поля. Управляющий парка решил, что целесообразнее будет не убирать песок, а оставить его в новых пределах, потому что растущая площадь игры значительно повышает игровую ценность площадки. 

Стройте площадки, которые будут расти и меняться вместе с детьми 

Перемены и модернизация идут на пользу игровым площадкам. Это особенно важно, потому что дети быстро растут и меняются, а турники на площадках около дома остаются прежними. Если встроить в план «бесхозное пространство» — пространство без четко фиксированной функции, — то у площадки появится потенциал к изменению. Площадки, где у каждого угла и предмета есть четко обозначенная функция, быстро наскучивают детям, особенно когда те взрослеют, потому что не оставляют пространства для творчества.

На неогражденных детских площадках, таких как Дилкс-парк в Тарроке, формируется гибкая структура — это значит, что игровое поле может разрастаться почти без ограничений. Здесь оборудование встроено в лесную среду и не очень понятно, где площадка начинается и заканчивается. Такое место в гораздо большей степени вызывает желание изучать его, чем конвенциональная огороженная детская площадка. 

Создать качественное пространство для игры может каждый, главное — суметь претворить воображаемое в реальность с учетом 10 планировочных принципов. Ключ к изменениям в руках тех, кто заказывает постройку площадок для местных властей и других организаций, и тех, кто управляет и организует работу в этих структурах.

 

Этот текст является частью сборника к онлайн-курсу «Общественные пространства». Вы можете ознакомиться с материалами курса по ссылке.

Лонгрид
1 ноября 2019
Лонгрид
1 ноября 2019