«Наукоград Черноголовка. Вторая жизнь стареющих “коробок” эпохи советского модернизма» — так звучит одна из проектных тем, над которыми работают финалисты шестого потока программы Архитекторы.рф. Этим летом, 28 июля, «черноголовская» команда отправилась в подмосковный наукоград и провела арт-субботник на территории знакового модернистского объекта — бывшего цветочного магазина с оранжереями. Каким получилось мероприятие и в чем заключается его роль в проекте, рассказали участницы программы Ева Дановская и Анастасия Кашицына.
В полутора часах езды от Москвы расположился удивительно спокойный и зелёный город — наукоград Черноголовка. Именно там, на пересечении Первой и Второй улиц находится объект, которому посвящено проектное задание нашей команды: Цветочный магазин, построенный в советские годы. Прямо за ним расположены старые оранжереи. Цветочный давно не работает, и сегодня вся его территория находится в управлении МБУ «Служба благоустройства». Там хранятся списанные фонари и скамейки, а также инвентарь для ремонта и уборки улиц.
Проектное задание, над которым работает наша группа, объединяет в себе две темы — жизнь в наукоградах и сохранение архитектурного наследия эпохи советского модернизма. Цветочный магазин в Черноголовке стал центральным объектом нашего исследования. Как поступать с такими сооружениями? Реставрировать? Приспосабливать? И если кейс окажется удачным — можно ли его тиражировать в других наукоградах? А в малых городах? А в «миллионниках»? Поиском ответов на эти вопросы и занимается наша команда.
Работая над проектом, мы пришли к выводу, что советский модернизм — это не только про отдельные объекты, но и про целостную городскую среду, в том числе про зелёный каркас. С этой точки зрения во времена СССР наш Цветочный магазин с оранжереей играл важнейшую роль в озеленении Черноголовки. Более того, такая типология встречалась повсеместно, хотя и имела разную архитектурную форму.
Постепенно потребность в изначальной функции цветочного магазина исчезла в силу изменившихся экономических условий. Некоторое время внутри работал зоомагазин, а затем здание приспособили под склад «Службы благоустройства». В результате локальный памятник советского модернизма выпал из повседневной жизни и словно пропал с карты Черноголовки, а его фасад с витражным остеклением скрылся в зарослях клёна и колючего боярышника. Наша команда решила это исправить.
Наукограды постоянно продуцируют инновации в своих профильных сферах, и жители таких городов всегда открыты к новшествам в городской среде и необычным форматам мероприятий. Такие населенные пункты можно рассматривать как эффективные полигоны для апробации новых методов вовлечения в проектирование и управление территориями.
Другими словами, лучший метод познания в наукограде — эксперимент. Поэтому мы решили организовать необычное мероприятие, которое бы одновременно затронуло вопросы городского озеленения, сохранения советского наследия и вовлечения неравнодушных горожан. Так появилась идея арт-субботника «Планы на выходные».
Нашей задачей было переосмыслить формат субботника и сделать из мероприятия, которое обычно ассоциируется с официальными распоряжениями и «обязаловкой», в приятную объединяющую встречу для горожан. Кроме того, нам было интересно поработать с МБУ «Служба благоустройства» и проверить, сможет ли городская хозяйственная служба выполнить роль просветительской площадки.
Подготовка к мероприятию заняла три недели. Организовать субботник в такой короткий срок получилось благодаря активной кооперации с командами, уже сформированными внутри города. Команда арт-пространства «Восход» помогла провести информационную кампанию, привлекла дизайнера, софинансировала проект и дополнила программу мастер-классом по созданию флорариума. Совместно с дизайнером «Восхода» был разработан фирменный мерч мероприятия — банданы «Планы на выходные». Сами банданы пошила и забрендировала участница нашей команды из Ярославля Любовь Канахистова.
Вторым партнером субботника стала команда уже упомянутой «Службы благоустройства». Сотрудники организации освободили для нас одну из оранжерей Цветочного магазина, предоставили инструменты и грунт для посадки растений и подготовили площадку к субботнику. При помощи сет-дизайна мы трансформировали оранжерею в фотозону: для декорирования пространства мы использовали ивановский текстиль, а также местные сухоцветы и другие артефакты, найденные здесь же, на территории комплекса.
Ещё одним спонсором субботника стала черноголовская сеть доставки еды «Мандарин», которая угостила участников мероприятия пиццей и напитками.
Субботник состоял из двух частей: трудовой и досуговой. Утро началось с труда. Нам было необходимо очистить главный фасад Цветочного магазина от зарослей и превратить объект в новую точку притяжения для горожан. Мы предложили жителям четыре формата работы, четыре пути:
Люди в Черноголовке оказались очень вовлеченными и проактивными горожанами. Жительница дома напротив поделилась своими растениями, которые сразу же были помещены в обнаруженную в зарослях советскую мозаичную клумбу. Другой горожанин принес личный садовый инструмент и убрал сорные деревья, скрывавшие фасад Цветочного магазина. Пожилые участники субботника учили детей правильно высаживать цветы.
За два с половиной часа мы открыли геометричную модернистскую пластику фасада Цветочного магазина, собрали из досок скамейки и небольшие «сидушки». Также нам удалось привлечь технику, с помощью которой были наклеены новые постеры, изменившие восприятие фасада.
После обеда началась досуговая часть субботника, и его участники переместились с улицы внутрь, на территорию оранжереи. Там прошли образовательные мастер-классы по посадке растений, обрезке кустарников, созданию флорариумов и даже мини-гольфу.
Сразу после завершения арт-субботника мы разослали всем его участникам анкету обратной связи. Большинство горожан, которые заполнили её, выразили свой интерес к подобным активностям и хотели бы участвовать в них снова. Субботник проходил на безвозмездной основе, но в анкете жители указывали, что готовы участвовать в платных мастер-классах или даже собирать средства на восстановление объекта, если это потребуется. При этом главная тревога людей заключалась в страхе того, что арт-субботник может оказаться единоразовой встречей, а им бы хотелось продолжить начатое дело.
Так наше тестовое мероприятие подтвердило актуальность и востребованность новых форматов вовлечения жителей Черноголовки в городское благоустройство, а также их небезразличие к судьбе Цветочного магазина. Это значит, что наша идея создания устойчивой системы взаимодействия акторов для активации пространств на базе «Службы благоустройства» в будущем может воплотиться в жизнь.
Дальнейшие шаги предполагают создание сетки мероприятий, связанных с озеленением в Черноголовке, и разработку экономической модели на основе нового функционала «Службы благоустройства». Всё это будет объединено новой моделью взаимодействия между всеми городскими акторами, заинтересованными в развитии Черноголовки. В перспективе такая модель может быть применена в любом городе, где есть подобные оранжереи.
Результат нашей проектной работы будет представлен в октябре на финальном модуле шестого потока программы Архитекторы.рф.
Наша проектная группа выражает благодарность за помощь в организации арт-субботника в Черноголовке
А также выпускнику пятого потока офлайн-программы Архитекторы.рф Алексею Марчуку и старшему продюсеру офлайн-программы Александре Галаниной — за розовый самовар.
Текст: Ева Дановская, Анастасия Кашицына.
Участницы проектной команды: Алёна Панова, Анастасия Кашицына, Любовь Канахистова, Ева Дановская, Людмила Дмитриева.
Фотографии: Михаил Никоненко.