Летом 2019 года два выпускника Архитекторы.рф – Александр Василюха и Егор Обвинцев – совершили велозаезд по западной Европе: за несколько дней они проделали путь в тысячу километров от Франкфурта до Амстердама. Публикуем дневниковые заметки и фотографии Александра Василюхи (который также рассказывает о путешествии в своём канале на Youtube) о нюансах подготовки к поездке, различиях в велоинфраструктуре европейских стран, архитектурных достопримечательностях Люксембурга и Нидерландов и многом другом.
Мы прилетели во Франкфурт, который поразил нас контрастом: квартал финансистов и влиятельных банкиров соседствует с маргинальным кварталом, который постоянно патрулируют полицейские. В городе заметна трансформация дорожной инфраструктуры от автомобилей к велосипедам и общественному транспорту, но нельзя сказать (особенно в сравнении с Нидерландами), что город комфортен для велосипедистов. Удобство выражается в мелочах: повороты налево, места ожидания у светофоров, пересечения с остановками. Водители во Франкфурте ведут себя настороженно в отношении велосипедистов: они пока не понимают, как лучше ехать по дороге бок о бок с велосипедом.
Если вы приехали во Франкфурт на велосипеде, то воспользуйтесь прекрасной возможностью прокатиться вдоль Майна по велодорожке. Эта велодорожка действительна хороша: качественный асфальт, есть места для отдыха, а ещё можно посоревноваться с баржами, что мы и сделали в день прилёта.
Утром второго дня мы отправились в путь. Поначалу было нервно: всё ли мы взяли, с какой скоростью ехать, чтобы всем было комфортно, сколько пить воды и как часто есть. За день мы проехали 105 км и были приятно удивлены велосипедной инфраструктурой между городами: перед поездкой я смотрел блог Андрея Елбаева и он не то что не хвалил, а даже ругал немецкие велодорожки, однако наш заезд доказал обратное.
Приятно удивила тишина. Российские дороги вынуждают ехать рядом с автомобилями, а это сопровождается постоянным шумом и стрессом. Большинство же европейских велодорожек проходят вдали от автомобильных. Значительную часть пути первого дня мы проделали вдоль рек: сначала был Майн, а потом – величественный Рейн. Ехать по их берегам – сплошное удовольствие: плоский рельеф, периодически встречаются места для отдыха под деревьями у реки, а еще множество велосипедистов, благодаря которым возникает ощущение причастности к большому сообществу. Велосообщества – одни из самых устойчивых: это борьба за общее благо. По велодорогам (язык не поворачивается назвать их велодорожками) ездят люди всех возрастов, а благодаря развитию электровелосипедов множество людей продолжают использовать двухколёсный транспорт и в преклонном возрасте.
Совет: дорога между Франкфуртом и Бингеном – отличный отдых на три-четыре дня, если вы окажетесь в северной Рейн-Вестфалии.
При планировании велопутешествия важно учитывать рельеф и наполнять маршрут интересными точками и разнообразным ландшафтом. Если на вашем маршруте будет серпантин, рекомендую его преодолеть. Спуск по серпантину – особый вид наслаждения: максимальная концентрация, наслаждение скоростью и видами, спуск на грани работы тормозов и внимания.
Поездка по интересному рельефу предполагает хорошие физические кондиции. Главное правило подготовки к велотрипу - регулярно кататься. Используйте велосипед как средство передвижения: ваш организм привыкает к ежедневным нагрузкам и их увеличение во время поездки проходит практически незаметно. За три недели до выезда я проезжал по 70 км два-три раза в неделю, чтобы проверить себя и велосипед.
Прислушивайтесь к организму. Обозначьте на карте расстояния, между которыми вы будете делать длительные перерывы, чтобы набрать воды, размять мышцы и суставы. Мы совершали броски по 20 км, но в холмистой местности делали небольшие паузы на подъемах. Важно делать массаж мышц и растяжку, особенно утром и вечером, а также разминаться в течение дня.
На территории Евросоюза есть несколько больших веломаршрутов. Один из них - Рейнская велодорожка, которая начинается в швейцарских Альпах, проходит вдоль Рейна, а заканчивается недалеко от Роттердама, впадая в Северное море. Часть нашего пути совпадала с направлением этого маршрута. Если вы начинающий велосипедный путешественник, то можете смело выбирать этот маршрут для первого выезда: на нём есть навигация на всех развилках, а также места для отдыха и магазины.
В тех местах, где мы были, велодороги часто идут параллельно рекам, как и автомобильные дороги. Велосипедистам достались «места в первом ряду»: зачастую велодорожка идет в двух-трех метрах от воды. Этот факт сообщает многое о приоритетах развития и о стратегии, которая ускоряет велосипедизацию в целом.
Во время длительных велозаездов важна сменяемость вида вокруг и различные повороты и кривизна дороги: вам не должно быть скучно. При постоянном однообразии мозг ищет, за что можно зацепиться, и первое, что он находит - это ваш собственный организм. Вы начинаете ощущать дискомфорт: например, обращаете внимание на неудобства одежды или слышите раздражающие звуки.
Ещё один совет: при прокладке маршрутов обращайте внимание на реки: возможно, вдоль одной из рек проходит очень удобный веломаршрут.
После визита в Трир, старый город с древнеримскими сооружениями и брусчатыми улицами, мы пересекли границу Германии и Люксембурга. Для велопутешественников важны знаки, обозначающие страны и города: они выступают маяками, которые ведут к цели. Мне было важно показать, что я могу: могу проехать значительное расстояние, могу запланировать путешествие, могу пересечь границу на велосипеде. К вечеру мы добрались до Люксембурга и уже в темноте начали изучать город.
Качественная городская среда появляется в городах и странах, в которых у жителей закрыта базовая потребность в этой среде. Если большинство горожан живёт в старом и непригодном жилом фонде, то для них первостепенное значение имеет переезд в новое и лучшее жильё, а не его внешний вид и эстетические характеристики. В Люксембурге базовая финансовая потребность закрыта: уровень дохода жителей города находится на четвертой строчке мирового рейтинга. Экономика этой маленькой страны – одна из самых развитых в Европе, доход страны на душу населения самый высокий в Евросоюзе, а высокая стоимость жизни сдерживает поток эмиграции. Таким образом мы получаем общество, готовое платить за хорошую архитектуру точно так же, как и за любую другую хорошую работу.
Что посмотреть в Люксембурге:
Дом, который выглядит как рендер: слишком идеальный, чтобы быть в реальном мире, но отлично вписанный в ландшафт. Когда я делал фотографии, ко мне подошли два подростка и спросили, за сколько он продается. Я был бы рад владеть такой недвижимостью.
Здание, которое отлично вписывается в структуру улиц и в историческую среду. Оно абсолютно современное, но не кричит об этом и не пародирует здания вокруг.
В городе есть резкий перепад рельефа, что уменьшает пешеходную связность, поэтому в 2013 году был построен лифт с панорамным остеклением, хорошими материалами и гармоничным светом.
Два дня пути до Брюсселя – большую часть Бельгии – мы проехали не по удобным велодорогам, а черти по чём: по обычной региональной дороге, потому что велодорожка была перекопана из-за ремонта, хотя рабочих мы не видели; по велодорожке, которая устелена дорожными плитами; по оживленной автомагистрали, потому что не было альтернативы. Только в Бельгии я чувствовал себя в напряжении из-за ощущения небезопасного вождения.
Основа велоинфраструктуры - уважение к велосипедистам. Если его нет, то даже развитая инфраструктура не предотвратит конфликты, аварии, травмы и смерти.
Когда мы приехали в Брюссель, мы сильно устали, поэтому устроили классический забег по достопримечательностям столицы Евросоюза: Центральная площадь, бельгийские вафли за углом, за следующим углом – бельгийский шоколад, магазин Apple (та еще достопримечательность, но там интересно панорамное остекление самого магазина, если вы любите прозрачные фасады, вам туда), административный квартал Европейского союза (если заранее записаться, то можно попасть на бесплатную экскурсию в сердце европейской бюрократии); и просто ходили по городу, заглядывая в потайные проходы.
Через 10-15 км после выезда из столицы Бельгии начинается отличная велодорожка вдоль канала, по которой то и дело проносятся толпы спортсменов. Эта дорожка длится, наверное, все 100 км пути. «Классно», – можете подумать вы, – «мы в начале этого велосипедного рая!», однако по такой дорожке очень скучно ехать. Пейзаж не меняется совсем - слева канал, а справа деревья; когда думаешь, что проехал 15 км, оказывается, что преодолел только пять. Хорошо, что я перед поездкой купил беспроводные наушники, которые спасали во время этой скуки. Придираюсь? Возможно, но попробуйте сами.
Наша поездка – в какой-то степени исследование. Так вот главный исследовательский тезис: нужно делать разнообразные велосипедные маршруты, чтобы не было скучно. В первый раз или в первые 100 км будет интересно ехать по новым местам, но потом потребуется разнообразие. По Германии и Люксембургу было интересно ехать, сложно, но интересно. Подъемы, на которых выкладываешься, спуски, от которых слезятся глаза, и видовые точки на вершинах.
Когда мы добрались до нашей квартиры Airbnb в Брюгге, мы еще час ехали до моря, чтобы успеть на закат. Весь день получился таким, будто мы опаздывали на самолет, а в итоге все-таки успели к закрытию гейта.
Планируйте маршрут и время так, чтобы получилось встретить закат в отличном месте.
Путь из Брюгге в Роттердам – один из самых запоминающихся моментов заезда. Мы проехали вдоль моря 50 км, но были и велодорожки в стороне от моря, а некоторые проходили по дамбам, благодаря которым более половины территории королевства находится ниже уровня моря. В этот день мы впервые заплатили за дорогу; второй раз был на следующий день, а причиной тому - паром. Удивила велоинфраструктура парома (да-да, даже там она есть): безбарьерная среда в виде пандусов и специальные поручни, к которым приставляется велосипед, а веревки на поручнях удерживают велосипед во время качки.
Самый крупный порт Европы – Роттердам – стал самым часто посещаемым мной городом. В Роттердаме я был уже три раза, но при этом не могу сказать, что влюбился в него и возвращаюсь к нему вновь и вновь. В первый раз хотелось прикоснуться к мировой архитектуре, но ожидания были сильно завышены; во второй раз я приезжал уже вместе с #архитекторырф, а вот в третий раз я по-настоящему прочувствовал этот город.
Почему с третьего раза у Роттердама все-таки получилось? Мы побывали в архитектурном бюро MVRDV. Помимо своих проектов, бюро знаменито офисом, который представляет из себя несколько студий, разделенных по географическому направлению работы: азиатский департамент, европейский департамент и так далее. В офисе каждую неделю устраивают печу кучу - формат коротких, но интересных лекций, которая заканчивается коллективной тусовкой: всё направлено на коммуникации между сотрудниками. Офис нам показала архитектор Аня, которая переехала из Москвы в Голландию и работает в MVRDV.
Европейские архитектурные бюро открыты для знакомств, главное – с ними связаться.
В последний день передвижений между городами мы заехали в Делфт. Этот город знаменит техническим университетом, которой постоянно входит в топы мировых рейтингов. Конечно же, мы не могли не зайти в здание архитектурного факультета: знаменитый голландский урбанизм распространился по миру именно отсюда. Многие передовые идеи проектирования городов также создаются здесь: например, Вини Маас - один из руководителей бюро MVRDV – открыл на факультете свою учебную студию.
Амстердам для меня – город однодневного туриста. Аэропорт Схипхол - один из крупнейших транспортных хабов Европы наравне с лондонским Хитроу, парижским Шарль-де-Голлем и франкфуртским аэропортом, поэтому многие путешественники специально организовывают длинные пересадки. Я не люблю города, в которых много людей. Но амстердамская мэрия прислушивается к жителям (потому что её избирают): например, теперь квартиру в черте города можно сдать максимум на 30 дней и только через Airbnb – так повысится туристический налог. И знаете, это работает.