Как в Коломне консервировали фундамент старинной часовни. История одного археологического окна

24 июня 2022
24 июня 2022

Недавно в центре Коломны появилась новая достопримечательность — археологическое окно, в котором можно увидеть фундамент старинной часовни. Среди тех, кто отвечал за реализацию этого проекта, была Екатерина Мельникова. Сейчас она учится на четвёртом потоке программы Архитекторы.рф. В коломенской администрации она проработала больше 15 лет. По нашей просьбе Екатерина рассказала о том, как создавалось первое в Подмосковье музейное окно, и с какими трудностями столкнулись его авторы.

В 2017 году на площади Двух революций в историческом центре Коломны шло масштабное благоустройство. Когда рабочие поднимали старую плитку и грунт, они наткнулись на старинную каменную кладку. Оказалось, что эти камни — фундамент часовни Святого Александра Невского, утраченной в 1924 году.

Начались обсуждения, как с этой находкой поступить. Первым делом предложили закопать фундамент обратно и выложить его контур плиткой другого цвета. То есть обозначить точное месторасположение, чтобы уже последующие поколения придумали, как всё это докрутить.

4 апреля 1866 года в Санкт-Петербурге было совершено покушение на Александра II. Император выжил, и в честь его спасения по всей России стали возводить часовни во имя святого князя Александра Невского. Одна из них появилась и в Коломне — на площади, которая тогда называлась Житной. В 1924 году часовня была разрушена.

Многие требовали восстановить часовню. Но, во-первых, фундамент находится в полосе отвода Мосавтодора, и строительство на этом месте запрещено. Во-вторых, площадь Двух революций — один из самых узнаваемых видов города. Знакомство с исторической частью Коломны начинается именно с этого места, и вмешиваться в его устоявшийся образ нам не хотелось.

Первое археологическое окно в Подмосковье

Наконец было высказано предложение, которое поддержали большинство жителей: деликатно накрыть фундамент стеклом. Такие археологические окна есть в Москве, но в Московской области до нас их никто не делал.

Екатерина Мельникова

Вообще консервация откопанных руин и их демонстрация in situ, то есть прямо на месте обнаружения, — довольно распространённая в мире практика. Но если, например, камни римского форума выставлены на свежем воздухе и открыты всем стихиям, то в холодном климате России экспонаты приходится защищать от воздействия окружающей среды.

Археологическое окно устроено гораздо сложнее, чем может показаться. Раскоп изолируют от почвы и фактически вставляют в бетонный короб. Внутри поддерживают нужный микроклимат, чтобы на камнях не появились плесень и грибок. В общем, это достаточно мощные и дорогие технологии. Но где же взять на них деньги?

50 миллионов к 150-летию часовни

Так совпало, что через полгода после обнаружения часовни состоялся первый Конкурс проектов городской среды в малых городах и исторических поселений. Наша администрация заручилась поддержкой горожан и подала заявку на консервацию фундамента. Это было по-своему рискованно: все подавали парки, площади и скверы, и тут мы со своей часовней. Мы шли по тропе неизвестности и не знали, как конкурсный комитет отреагирует на эту заявку. С другой стороны, ну это же благоустройство? Благоустройство! Мы ведь ничего не строим.

Место часовни — в нижнем углу площади

Коломна выдвинула на конкурс два проекта: Москворецкую набережную и часовню. К нашему удивлению в финал конкурса прошла только часовня. В итоге она попала в список победителей, и администрация получила на реализацию проекта 50 миллионов рублей. Получилось очень символично: часовню построили в 1868 году, а ровно через 150 лет мы смогли заняться консервацией её фундамента.

«Борьба дошла до министерства»

Мы провели государственную закупку и выбрали подрядчика, который взялся за проектирование и реализацию археологического окна.

Надо сказать, что подрядчики в таких проектах — люди чаще всего не местные. Они не совсем понимают историю Коломны, наше бережное отношение к городу и желание сохранить его самобытность. Обычно автор хочет создать масштабный проект, который прославит его имя. Поэтому наша скромная концепция — стекло в уровень с землей — была совершенно неинтересна архитекторам. С некоторыми идеями проектировщиков мы смирились, а с другими пришлось побороться.

Во-первых, археологическое окно всё-таки приподняли над землей. По-своему объяснимо: благодаря такому решению на стекло попадает меньше грязи с дороги, а у людей не возникает желания наступать на него ногами.

Во-вторых, над окном появились мостик и площадка для обзора. Тоже можно понять, с учётом первого решения без них было бы сложно осматривать фундамент.

Ещё архитекторы хотели установить над мостиком две арки в духе испанской католической архитектуры. Это откровенно мешало минималистичному духу, который мы вкладывали в проект, и не вписывалось в образ города. Борьба дошла до регионального министерства, и в итоге от арок удалось отказаться.

Ещё одно отступление от оригинального плана — само стекло, которым накрыт фундамент. Мы получили примитивный сетчатый конструктив, при котором окно разделено на отдельные квадраты, а это мешает осмотру экспоната. Более изящное и «воздушное» решение — стекло без перегородок — реализовать, к сожалению, не получилось.

Ожившая часовня в 3D

Археологическое окно на площади Двух революций открылось 4 ноября 2019 года. В тот вечер мы решили сделать Коломне ещё один подарок и показали горожанам 3D-визуализацию часовни. Трехмерный ролик для нас подготовила студия в Нижнем Новгороде. Мы запустили его во время церемонии, и в вечерних сумерках перед гостями выросла 3D-копия утраченного памятника — часовня стояла на своем историческом месте, прямо над фундаментом.

Мы планировали организовать фестиваль или придумать новый городской праздник, чтобы показывать «ожившую» часовню каждый год. К сожалению, этого не получилось, и пока мы показали наш ролик только на открытии. Дело в том, что над фундаментом потребовалось установить специальную конструкцию: каркасную ферму с полупрозрачной сеткой, на которую проецировалось изображение. Сборка и разборка каркаса стоит денег, но в годовом бюджете Коломны эти расходы не заложены. Соответственно, и показать 3D-модель больше не получается.

Скриншот из 3D-ролика

Но был и положительный опыт. После завершения работ с фундаментом у нас осталось 200 тысяч рублей, и на эти деньги муниципалитет заказал небольшой рождественский мультфильм. Он посвящён праздничным гуляниям вокруг нашей часовни в 1860-х годах. Получился душевный ролик, и вот с ним всё хорошо, его каждый год проигрывают на Рождество в городском сквере.

Коломенские кибервандалы

Нам хотелось, чтобы любой прохожий, который оказался перед археологическим окном, мог узнать историю часовни без гида и без сопровождения. Сначала думали про таблички, но таблички это прошлый век. Так возникла идея поставить около фундамента сенсорные медиаэкраны.

Здесь можно увидеть археологического окно с высоты птичьего полёта

Мы подготовили несколько проектов, которые раскрывали тему в развлекательной форме. Во-первых, появилась интерактивная карта площади с ключевыми зданиями и сооружениями. Во-вторых, мы сделали ролик, посвящённый открытию часовни Александра Невского в 1868 году. В-третьих, мы хотели рассказать о знаменитых людях той эпохи, и придумали раздел с говорящими портретами — меня на эту идею вдохновили волшебные газеты из «Гарри Поттера». Нажимаешь пальцем, например, на портрет Марии Шевлягиной, и она рассказывает о городе, о часовне и о себе.

Мы установили два терминала с сенсорными экранами рядом с фундаментом и загрузили туда эти проекты. Но мы не подозревали о том уровне вандализма, с которым нам предстояло столкнуться. Находились какие-то суперхакеры, которые подключались к экранам и взламывали их.

К сожалению, администрация не заключила контракт на обслуживание этой системы. Подрядчики нам все установили, продемонстрировали, отдали ключи и флешки — и на этом всё. Проблемы начались буквально через день после открытия, и люди, для которых это все создавалось, даже не успели ничего посмотреть. Спустя неделю таких взломов терминалы пришлось отключить от питания.

Сейчас оба экрана находятся на прежнем месте, они наполнены нужной информацией. Но для их нормального содержания и обслуживания требуется заложить деньги. Разобраться с этим пока не получилось: жизнь в городе продолжается, появляются новые проекты, а до старых не доходят руки.

«Каждая ошибка — это боль»

Люди, которые развивают свои города, поймут меня: когда живешь проектом, когда варишься в нем днем и ночью, и что-то вдруг идёт не так, это ранит душу. Каждая ошибка — это боль. Может быть, мой рассказ будет полезен тем, кто сейчас подаёт проекты на конкурсы благоустройства, и защитит от проблем, с которыми столкнулись мы.

С другой стороны, за каждой интересной и необычной инициативой скрываются какие-то неприятности. Это темная сторона рабочего процесса, которую горожане часто и не замечают. Важен сам результат — как и в случае с часовней. Проект состоялся, фундамент удалось сохранить и показать людям, и любой желающий может приехать на него посмотреть. Коломна получила замечательную, уникальную для региона достопримечательность, и это самое главное.

Да и те проблемы, о которых я рассказала, не вечные. Надеюсь, однажды снова заработают интерактивные экраны и снова получится показать 3D-модель часовни. Будем считать, что они просто ждут своего часа.

Все иллюстрации предоставлены героиней статьи.