Объёмно-пространственный регламент для исторического центра Курска

Индивидуальный проект городского развития
24 июля
Индивидуальный проект городского развития
24 июля

Михаил Заутренников, ведущий архитектор «Неф» и участник программы Архитекторы.рф, рассказывает о стратегии развития исторического центра г. Курска в своём индивидуальном проекте городского развития.

В 2032 году Курск отмечает своё тысячелетие, и к этой дате приурочена масштабная реконструкция города. В рамках программы Архитекторы.рф я разрабатываю объёмно-пространственный регламент для исторического центра Курска. Над этим масштабным проектом я работаю давно. В 2019 году мы вдвоём с архитектором Кириллом Будыкиным выиграли международный архитектурный конкурс «Курск 2032» на концепцию развития центральной части города. Наша концепция была поддержана не только конкурсной комиссией, но и жителями города.

В результате администрация области получила ряд идей, из которых будет складываться видение этой территории. Я бы хотел поучаствовать в этой работе: создать буклет с общей стратегией развития территории, где будут учтены уже принятые решения, даны рекомендации по айдентике, объёмно-пространственному развитию и функциям.

Сегодня исторический центр Курска недоступен для горожан и туристов, но эта территория обладает огромной идеологической и культурной значимостью. Это ядро и сердце города. Я уверен, что именно через этот проект необходимо развивать новое имиджевое позиционирование Курска как открытого, современного и интересного туристам города с богатой историей и архитектурой. И этот проект интересен мне не только как архитектору, но и как жителю города.

 

ПАМЯТЬ МЕСТА

Со дня основания Курска его центр имел ключевое значение: именно отсюда город дважды отстраивался с нуля. После утраты в XVIII веке оборонного значения деревянные стены Курской крепости были разобраны, и территория преобразилась: теперь это агора, центр социальной и политической жизни города, его главное общественное пространство. Здесь построили важнейшие городские здания: Знаменский собор, Воскресенскую церковь и другие постройки монастыря, присутственные места, мужскую гимназию, Дворянское собрание.

С конца 1940-х годов большая часть исторического ядра города занята закрытым режимным заводом КЭАЗ, центр города недоступен для жителей и туристов. С 2019 года завод переезжает, а часть зданий и территория передаются области. И это возможность восстановить исторический центр в роли главного городского общественного пространства.

 

ПРЕДПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ

Ансамбль расположен на высоком холме, который является частью охраняемого природного ландшафта. Сегодня этажность всего центра города сформирована на основании видовых ракурсов на ансамбль.

Территория Детинца — один из транспортных узлов города. Здесь пересекаются ветки всего общественного транспорта, что формирует большие потоки людей. Анализ пешеходной активности показывает: рассматриваемая территория недоступна и не интересна людям, хотя расположена на мощном пешеходном потоке главной пешеходной артерии города — улицы Ленина.

Для продвижения проекта и дополнительного анализа я провёл ряд презентаций в офлайн- и онлайн-формате для местных специалистов, работников администрации и заинтересованных горожан. Например, во время дискуссии рассказал о своём видении ревитализации центра Курска и предложил общественности подключиться к проведению исследований, сбору аналитических данных.

Результатом этой работы стало поручение губернатора о разработке мастер-плана ансамбля исторического центра Курска.

 

ПАРТНЁРЫ

Важнейшие стейкхолдеры — это администрации области и города, представляющие интересы курян. А также руководство завода КЭАЗ, которому принадлежит большая часть территории, и православная церковь, которой передаются здания монастыря. На территории Детинца будет расположена галерея имени Дейнеки и обновлённый краеведческий музей — эти учреждения также важные участники процесса.

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Ревитализация центра города — это долгий и масштабный проект. Необходимо понять потребности всех заинтересованных стейкхолдеров, сформулировать стратегию развития территории на основе разработанных концепций, рекомендации по функциям и возможные сценарии использования заводских корпусов. Итогом этой работы должен стать объёмно-пространственный регламент: техническое задание для архитектора, чиновника и инвестора — дорожная карта дальнейшей работы до 2032 года.

Основные задачи проекта:

  • восстановить исторический центр в роли главного общественного пространства, символа и ядра города;
  • создать стилистически единую, открытую, общедоступную, современную и благоустроенную территорию, которая будет магнитом для туристов и горожан;
  • через реновацию центра города продвигать новое позиционирование Курска как открытого и интересного туристам города с богатой историей и архитектурой;
  • заложить устойчивую экономическую модель: привлечь бизнес на территорию, заложить функции, интересные разным людям.

Это длительный проект. Чтобы в ходе работы не свернуть с намеченного пути, необходимо опираться на выявленные ценности территории:

  • историческую функцию места как главного общественного пространства, своего рода городскую гостиную;
  • важное культурологическое и духовное значение территории;
  • историю места с потенциально значимой археологией;
  • уникальную архитектуру: Знаменский собор имел две колокольни
    (одна из них была с курантами), их необходимо восстановить в рамках реставрации;
  • уникальный охраняемый ландшафт (комплекс на холме);уникальные визуальные связи и охраняемые ракурсы на ансамбль.

ИНСТРУМЕНТЫ

В результате консультаций со специалистами и стейкхолдерами разработан ряд стратегических рекомендаций, необходимых для качественного развития исторического центра до 2032 года.

Территория находится в охранной зоне ансамбля, кроме того, у каждого объекта культурного наследия есть своя охранная зона. Прежде всего необходимо провести комплексные научные изыскания (КНИ) территории целиком: археологические, инженерно-геодезические, геологические, экологические, гидрометеорологические, геофизические и т. п. Анализ этих данных поможет понять, как территория выглядела сто лет назад, какое там было мощение, цвет фасадов, какие археологические артефакты точно есть под землёй и где они находятся. Исторический центр много раз перестраивался, и, согласно исследованию архивов и натурным наблюдениям, на территории должны сохраниться фрагменты утраченных построек, а именно фундаменты Церкви Знамения 1649–1680 годов и Богоявленской церкви. Эти руины представляют огромную историческую и духовную ценность — раскрыв их, мы увеличим осязаемый возраст ансамбля и его ценность. Мы предлагаем восстановить абрис фундаментов путём контрастной сигнации — оконтуривания фундаментов утраченных построек с применением контрастных по цвету и фактуре материалов. Натурное решение остаётся за археологическими раскопками.

Необходимо разработать стратегию объёмно-пространственного развития территории (ОПР): рекомендации по функциям, сценариям, архитектуре и благоустройству. Общее колористическое решение всего комплекса должно отталкиваться от реальной цветовой гаммы важнейшей постройки ансамбля — Знаменского собора 1826 года. Собор был окрашен в охристый цвет и отличался необычной колокольней с двумя башнями над трапезной, на северной были установлены часы. Такая архитектура не свойственна православной традиции, именно в этом мы видим главную ценность здания. К сожалению, башни были утрачены в 1935 году. Согласно проекту реставрации, разработанному ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» в 2018 году, зданию должен быть возвращён его исконный облик и цвет фасадов.

 

Для качественного развития проекта необходимо создать Дирекцию развития исторического центра города. Офис, способный двигать проект: объединять и контролировать проектировщиков, следить за соблюдением сроков и выступать в роли заказчика.

 

ПРОГРАММА

Уже сегодня можно пустить туристов и курян на территорию Детинца, проводить здесь экскурсии и городские праздники. Для этого нужно обеспечить физический доступ на территорию. Начать следует с расчистки от заборов с колючей проволокой по периметру, некапитальных и руинированных построек. В рамках ОПР будут предложены основные принципы новой застройки склона. Нужно ограничить максимально возможную высоту зданий на участке, задать обобщённые параметры для будущих архитекторов. В документе должны быть даны рекомендации по функциям для каждой постройки, сценарии развития территории.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Концепция подразумевает широкую диверсификацию по функциям для дальнейшего устойчивого развития территории. Необходимо привлекать частных инвесторов, что подразумевает как частно-государственное партнёрство для ревитализации крупных корпусов завода, так и полностью частные инвестиции. Понятно, что большая часть финансирования будет осуществляться системным инвестором через федеральные программы: «Безопасные качественные дороги», «Формирование современной городской среды», «Умный город», «Формирование комфортной городской среды» и т. п.

 

СУЩЕСТВУЮЩИЙ ОПЫТ

В России уже осуществлён похожий проект — это ревитализация исторического центра Тулы. Стояла схожая задача: вернуть центр горожанам и сделать его функционально насыщенным, открыть для всех групп жителей и раскрыть потенциал территории. Это комплексный проект, предусматривающий не только благоустройство исторического центра города, но и реорганизацию общественного транспорта и дорожной сети, социальное и функциональное программирование территории. Интересно, что обновление сердца Тулы началось с реставрации Успенского собора в 2012 году: возвращения ему утраченной колокольни, исконного цвета фасадов. Реставрационные работы финансировались через пожертвования, для чего был создан специальный фонд.

 

В Европе много примеров такой комплексной работы с крупными территориями. Схож по масштабу и решённым проблемам MuseumsQuartier в Вене. Квартал занял опустевшие после распада Австро-Венгерской империи барочные придворные конюшни. С началом автомобилизации это огромное пространство в центре города было выключено из жизни города. Только в конце XX века власти города осознали потенциал территории и постарались вернуть сюда жизнь. Сегодня здесь располагаются три крупных музея: Музей современного искусства фонда Людвига (MUMOK), Музей Леопольда и венский Кунстхалле. Для детей открыт детский ZOOM Kindermuseum. В Музейном квартале проходят культурные мероприятия вроде литературного фестиваля O-Töne и концерты Венского джазового фестиваля. В самих зданиях расположились арт-резиденции, пространство для временных выставок, филиалы музеев архитектуры и дизайна, кафе и магазины.

 

Фабрика Manufactura в польском городе Лодзь — один из самых успешных проектов ревитализации производственных объектов в Европе. Комплекс общей площадью 110 000 м² включает 300 концептуальных помещений. Благодаря ревитализации и изменению концепции промышленного комплекса, город стал одним из популярных туристических центров Польши. Ядро Manufactura — рекреационно-развлекательный центр, куда входят: кинотеатр, роллердром, скейт-парк, стена для скалолазания, боулинг и другие культурно-развлекательные объекты. На территории фабрики можно посетить несколько музеев, театр.

 

Контакты для связи:

Заутренников Михаил Олегович

maydayz@yandex.ru

+7 (920) 709–79–20

Индивидуальный проект городского развития
24 июля
Индивидуальный проект городского развития
24 июля
Поделиться:
Facebook
Вконтакте
Twitter