Этот текст — рассказ участника программы Архитекторы.рф Александра Савичева о том, как он своими руками создал музей на бывшем металлургическом заводе в Сысерти. Прежде чем вы перейдёте к чтению, мы с Сашей хотим напомнить, что ударение в названии этого города падает на второй слог. Итак, добро пожаловать в Сысéрть!
Музей на Старом Сысертском заводе я открыл в 2020 году. Первыми экспонатами стали вещи, которые мы с волонтёрами находили на территории завода во время субботников. Тогда же у нас прокладывали новые инженерные коммуникации, и пока работал трактор, я стоял над канавой и высматривал, что там лежит. Нашёл ядра XVIII-XIX веков, разные чугунные детали и крепежи. Так что основа коллекции — это предметы, которые производил сам завод.
Со временем народ прознал, что я собираю такие вещи. Например, откопает человек в огороде кучу кованых гвоздей — приносит мне. У кого-то в сараях хранились старые стиральные машины, теперь они тоже в музее. Получилась неплохая коллекция этих машин, я называю её коллекцией ретро-тачек. Там стоят двигатели, которые выпускались на нашем предприятии в советские годы, когда оно называлось «Сысертский электротехнический завод».
Сам по себе Старый Сысертский завод — это два пустых здания и несколько небольших строений. «Кирпич XIX века с крышей», как говорится. Мой музей занимает несколько помещений в корпусе мартеновского цеха, примерно 110 квадратных метров. В начале мая мы начали расширять экспозицию — до 330 квадратных метров.
Любопытно, что история музея начинается с программы Архитекторы.рф. В 2018 году Женя Волков, выпускник первого потока, выступал с личным проектом про наш завод. Он рассказывал, что есть такое предприятие, что подобралась интересная команда, есть общественник, есть предприниматель, есть глава городского округа — и вот сейчас все пойдёт-поедет. Женя тогда предложил реставратору Наринэ Тютчевой провести воркшоп на заводе, и в 2019 году она действительно приехала к нам с Ре-школой. Появилась концепция развития завода, стал формироваться креативно-развлекательный кластер. Я в этом участвовал как эксперт и экскурсовод-краевед, потом год учился у Наринэ и в итоге запустил «Музей на заводе». С тех пор кластером занимается проект «Лето на заводе», а я отвечаю за историю локации, за её сохранение и популяризацию. Мы работаем в соседних помещениях в одном здании.
Участники третьего потока программы тоже приезжали в Сысерть. Я проводил экскурсии, показывал завод. Один из выпускников, Михаил Малашенко, сейчас готовит к выпуску журнал про разных лидеров мнений — и там будет раздел про меня и музей.
Теперь я и сам учусь на программе, вот так всё закольцевалось.
Я занимаюсь экскурсиями уже восьмой год. Ко мне приезжают люди из Екатеринбурга, Челябинской области, Перми, Курганской области, Тюмени. Иногда — в формате больших мероприятий или через туроператоров. Например, начинается Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и мне везут экспертов из Москвы, из Санкт-Петербурга. Короче говоря, в музей приезжают со всех краев.
Я стараюсь, чтобы музей был интересен молодежи. Если проект нравится молодым людям, то и всем остальным тоже будет интересно. Например, у меня все экспонаты можно трогать руками: эта контактность очень важна для детей, для школьников. Взрослые на них смотрят и тоже начинают взаимодействовать с предметами. Главное, чтобы в карман ничего не положили! Но за этим я слежу.
Дореволюционных станков на заводе нет: их все сдали на металлолом в 1930-х годах. Потом здесь работал электротехнический завод, его распродали уже в девяностых и начале двухтысячных. Поэтому я решил с помощью дополненной реальности воссоздать эти механизмы — в реальных размерах и на тех же местах, где они когда-то стояли.
В прошлом году с помощью краудфандинга я собрал деньги на мартеновскую печь XIX века, она располагалась в центре цеха. Потом выиграл грант для физических лиц от Росмолодежи на создание новых моделей. Сейчас мы запускаем ещё несколько «допреальностей», так что всего будет семь махин Старого Сысертского завода.
Модель мартеновской печи я загрузил на сайт музея, и каждый может «поставить» её прямо у себя в комнате и рассмотреть через смартфон или планшет. Главное, чтобы на гаджете был сканер LiDAR.
Пока «Музей на заводе» — это личный проект, но с огромной поддержкой с разных сторон. Например, моя жена — журналист и редактор, она помогает с текстами, с сайтом. Ещё на заводе есть охранник, я его называю Хранитель Серёга. Он часто приносит экспонаты и помогает в строительных работах. Ребята, которые делали дизайн-код Екатеринбурга, помогли с брендингом музея. То есть люди видят, что у меня глаз горит, что получается хорошо, — и вовлекаются в работу.
В перспективе я хочу открыть некоммерческую организацию, чтобы институализировать всю эту историю. Тогда уже появится и постоянная команда.
Свой музей я считаю некоммерческим проектом. Как бы я ни старался проводить платные экскурсии, я всё равно не заработаю на этом миллионы. Наоборот, я продвигаю идею, что музей — народный.
Конечно, у меня есть работа, которая приносит деньги и стаж. С 2014 года я работаю в Центре внешкольной работы, это бывший Дом пионеров. Сначала у меня был краеведческий кружок, а последние годы я занимаю должность методиста. Провожу школьные конференции, работаю с педагогами, учу детей любить Сысерть. У меня очень грамотный директор, Алла Соломеина, она разрешает совмещать работу и практику на заводе.
Одна из ответственностей методиста — курировать школьные музеи в городском округе. В этом очень помогает опыт, который я получаю в «Музее на заводе». Одно дело, когда ты нашёл чей-то кейс и раскладываешь его на составляющие. И совсем другое, когда сам создал проект и набиваешь на нём шишки, а потом делишься собственным опытом.
Сейчас мы расширяемся, летом я открываю новую экспозицию. Это будет большая коллекция, которую я собирал полтора года.
В идеале я хочу сделать экспозицию в виде технологического цикла. Завод металлургический, то есть на нем из руды делали железо, а из железа — металлическую продукцию. На экскурсиях я увидел, что люди не понимают, как это происходило. Даже не знают, как выглядит руда, когда её только-только находят. Поэтому появилась идея поэтапно показать каждый шаг производства — как в XIX веке из камешка появлялся готовый металлический предмет.
Также в планах разбить экспозицию на две части. Первый раздел — металлургический завод, который работал с 1732 года по 1920-е. Второй — электротехнический завод, с 1956-го по 2004-й. Покажу две жизни Сысертского завода.
Ещё у меня наконец появится фондохранилище. Это тоже важный шаг к правильному музею.
Пока «Музей на заводе» имеет сезонный формат. Зимой территорию вокруг цеха заваливает снегом по пояс, и чистить его каждый день нереально. В здании толстые стены, и в холодное время года оно превращается в склеп. К тому же у 70% цеха нет крыши, её украли в 2016 году.
Недавно мы вместе с «Летом на заводе» подали заявку на новый грант Благотворительного фонда Владимира Потанина — «Индустриальный эксперимент». Прямо сейчас мы ждём результаты конкурса, надеемся на победу.
С помощью гранта мы смогли бы законсервировать все помещения мартеновского цеха, все 2200 квадратных метров. Закрыть оконные, дверные и воротные проемы, вернуть крышу. И тогда можно будет «захватить» всё здание целиком, сделать внутри хорошее освещение и перейти на круглогодичный режим работы. Это уже совсем другой уровень. В общем, планов много, будем двигаться поэтапно. Прямо сейчас на сайте фонда «Внимание» идёт сбор на техническое обследование здания, без которого мы в любом случае не сможем начать правильную реставрацию.
Новости музея публикуются в Телеграме и ВКонтакте.
Записаться на экскурсию Александра Савичева можно по телефону +79022686249 или в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассниках или Телеграме.
Иллюстрации предоставлены Александром Савичевым.