На прошлой неделе участники программы побывали с экскурсией в одном из ключевых пространств архитектурной памяти Москвы — Музее архитектуры им. А. В. Щусева. Основное внимание уделили двум особенным пространствам музея: Аптекарскому приказу и Руине. Главное здание музея участники программы лишь мельком захватили в финале, и в этом был свой смысл — остаться внутри размышлений о пространстве, а не экспозиции.
Экскурсия началась во внутреннем дворе, откуда открывается вид на здание Руины — уникального пространства, где сохранён след разрушения как часть архитектурного жеста. Группе рассказали об истории реконструкции этого флигеля и трудностях, с которыми сталкивались архитекторы: в частности, о близком прохождении линии метро прямо под зданием, вызывающем постоянные вибрации, которые со временем стали причиной осыпания кирпичной кладки. Работа с таким объектом — баланс между сохранением аутентичности и необходимостью технической стабилизации.
Затем группа переместилась в трапезную палату Аптекарского приказа — пространство, где на момент экскурсии проходила выставка современных архитекторов. Экспозиция оказалась не просто демонстрацией работ, но своего рода архитектурным диалогом с историческим пространством. Группа увидела, как современные авторы взаимодействуют с пространством XVII века. Один из объектов выставки, «Квантовый оракул», создан в соавторстве с выпускником третьего потока программы Владимиром Петросяном.
В конце экскурсии участники осмотрели внутренние пространства Руины. Они прошлись по всем уровням здания — от нижнего этажа с его почти археологической атмосферой до верхнего, наполненного дневным светом. В стенах Руины развернулась дискуссия о реставрации: что мы восстанавливаем — материю или идею? Где проходит граница допустимого вмешательства? И может ли руина быть полноценным архитектурным объектом, а не просто следом разрушения?
Фотографии: Михаил Никоненко.