«Мы просто хотели сделать подарок старейшинам. А теперь тут толпы туристов»

19 мая 2022
19 мая 2022

В 2017 году в природном парке «Уч-Энмек» в Республике Алтай появилась необычная скульптура: фигура мальчика с сусликом в руках. Лица у мальчика нет, вместо него — натёртая до блеска впадина. Эскиз и проект этого памятника выполнил архитектор Амыр Кыдыев. Он посвятил свою работу детям войны и суслику, который помог им выжить в голодные военные годы. Сейчас Амыр руководит архитектурной мастерской «Эксперимент» и учится на четвертом потоке программы Архитекторы.рф. Мы поговорили с ним о скульптуре в Уч-Энмеке и его новых проектах.

Инициатор установки памятника суслику — общественный деятель и бывший директор парка «Уч-Энмек» Данил Мамыев. В 2015 году парк и ещё несколько организаций объявили о конкурсе на лучшую концепцию скульптуры, в котором победил Амыр Кыдыев. В реализации проекта ему помогли скульптор Денис Михайлов и специалист по хромированию Роман Коробко.

— Амыр, если ввести в поисковике ваше имя, в результатах первыми выпадут статьи о мальчике с сусликом. Скульптура стала вашей визитной карточкой?

Да, так вышло. Это первый проект, который я реализовал, и благодаря ему меня запомнили.

— В интернете скульптуру называют по-разному: «Мальчик с сусликом», «Памятник суслику» и так далее. Как она называется на самом деле?

— Мы назвали её «Скульптура, посвящённая детям войны и суслику — их спасителю от голода в годы Великой Отечественной войны». В изначальном задании заказчика памятник был посвящён только суслику. Но я хотел показать связь природы и человека, и в эскизе появился мальчик — Дух детей. Поэтому такое длинное название.

— Памятник получился нетипичным для мемориала в честь Великой Отечественной войны. Сложно ли было его утвердить?

— Нет, с этим проблем не было. У нас люди как раз понимают такое: про дух, про одухотворенность. Большинство аксакалов поддержали проект и сразу сказали: давай реализовывать. Самые приятные отзывы были от взрослых людей, от старейшин, которые застали то тяжёлое время.

Из описания скульптуры: «В наше время глядя Духу в лицо, можно увидеть черты своих предков».

— Вы подготовили проект благоустройства вокруг скульптуры. Получилось ли его реализовать?

— Мы оградили территорию, высадили деревья, сделали парковочные места и установили лестницу на холм, где расположен памятник. Там не всё идёт по моему проекту, но зонирование выдерживается. Следующий этап — сделать туалеты.

Сейчас на холм постоянно поднимаются туристы, это очень большая нагрузка на рельеф. Я не ожидал, что так будет и немного переживаю по этому поводу. Мы просто хотели сделать подарок старейшинам, думали, что раз в году на 9 мая туда будут приходить дети войны и их дети. А теперь тут прямо толпы туристов.

— То есть раньше это не был туристический маршрут? Люди специально приходят смотреть на скульптуру?

— Да. Они прочитали о скульптуре в интернете и приезжают на неё посмотреть. Сейчас думаем, может быть спустить её вниз, к подножию? Но тогда теряется идея — потому что Дух детей должен смотреть вдаль с вершины холма. Точно так же, как наши старейшины в детстве поднимались туда и ждали своих отцов и братьев с фронта. В общем, там надо работать.

Проект благоустройства территории вокруг скульптуры

— А какие у вас еще есть реализованные проекты?

— Из реализованного — пространство вокруг памятника Валерия Чаптынова, первого главы Республики Алтай. Это в Горно-Алтайске. Мы участвовали как архитекторы: делали постамент, рассчитывали сомасштабность, отвечали за благоустройство. Проект был довольно большой, но мы работали с ограниченным финансированием, поэтому получилась небольшая территория, примерно 100 квадратных метров.

— Расскажите о своей мастерской, в которой вы это проектировали.

— Мастерской всего два года, она называется «Эксперимент». Наш лозунг — «Место, где встречается наука с искусством». Мы делаем проекты, которые связаны с Горным Алтаем. Работаем с археологией, с историей и переводим этот язык на язык архитектуры.

У нас на Алтае сохранились разные археологические культуры: каракольская, андроновская, скифская, тюркская. Мы стараемся показать исконную культуру, обращаемся к научным источникам, беседуем с местными жителями. Потому что они — хранители истории и традиций. Это, кстати, мне больше всего понравилось на первом модуле программы Архитекторы.рф: воркшопы и дискуссии, посвященные работе с жителями. Уже получается использовать новые инструменты, с которыми я там познакомился.

Амыр Кыдыев

— Над чем вы работаете сейчас?

— Недавно мы подготовили эскизный проект культурного центра, в котором будут проводить национальные свадьбы. По договору с заказчиком мы пока не разглашаем подробности и ничего не показываем, но там тоже заложены те глубокие смыслы, о которых я рассказал. Думаю, в ближайшие годы мы сможем реализовать и этот проект.

19 мая 2022
19 мая 2022
Читайте также