Роль главного архитектора в системе государственной и муниципальной службы

Индивидуальный проект городского развития
16 августа 2020
Индивидуальный проект городского развития
16 августа 2020

Виктория Доля, архитектор и заместитель руководителя ГКУ «Региональный градостроительный центр Сахалинской области», участница программы Архитекторы.рф из Южно-Сахалинска, рассуждает о роли главного архитектора в своём индивидуальном проекте городского развития.

К основным тезисам своей работы я отношу проблемы с кадрами, структурой и полномочиями, что ведёт к неэффективной реализации градостроительной политики на территории РФ. Поэтому роль главного архитектора, несмотря на важность командного подхода, является ключевой. 

Главный архитектор — это дирижёр градостроительного процесса. Знать партитуру градостроительного произведения — его прямая обязанность.

Предпосылкой разработки проекта послужил мой личный опыт работы главным архитектором города Курильска. Так сложилось, что в моём подчинении не было специалистов с соответствующей квалификацией, и мои попытки сделать город лучше не увенчались большим успехом. Ведь как говорится «Один в поле не воин».

Но я верю, что всё может быть иначе. Поэтому ищу механизмы формирования новых подходов к реализации градостроительной политики на территории нашей страны независимо от статуса города, его территориального расположения, численности населения и т. д.

Цель проекта

Цель проекта — в попытке определить место главного архитектора в структуре муниципальной и государственной службы. А также в формулировании необходимых полномочий для повышения его роли и в определении состава команды, с которой главному архитектору удастся эффективно реализовывать градостроительную политику. 

Для этого я сформулировала и запустила в работу опросник для специалистов государственной и муниципальной службы. Изучаю нормативную базу, знакомлюсь с зарубежным опытом.

Аудитория

Проект в первую очередь адресован архитекторам, которые хотели бы попробовать свои силы на муниципальной или государственной службе. Им не обязательно занимать должность главного архитектора. Возможно, этот человек захочет стать частью команды, без которой главному архитектору не удастся достичь максимального результата.

Проект также адресован губернаторам, мэрам и руководителям структурных подразделений для лучшего понимания того, как главный архитектор и его команда могут вписаться в ваши стремления и содействовать их реализации.

Проект адресован чиновникам, чья деятельность связана с законотворчеством в сфере архитектуры и градостроительства. У страны запрос на новую городскую среду. И для успешной его реализации нужно прописать план действий. 

Предварительная работа

В первую очередь я собрала и изучила информацию о том, как градостроительная политика реализуется в Сахалинской области. Для начала выяснила, сколько главных архитекторов работают в области. Оказалось, что из 18 муниципалитетов они есть только в пяти. Большинство напрямую подчиняются главам, но есть заместители руководителей департаментов. 

Зачастую в команде главного архитектора нет специалистов с профильным образованием, а в его полномочия входят вопросы, которые имеют опосредованное отношение к архитектуре и градостроительству. О какой эффективности может идти речь?

Работает ли кто-то в том же направлении?

Часто я сталкиваюсь с публикациями, в которых на разных уровнях поднимается вопрос о повышении роли главных архитекторов. Довольно успешно работает Школа главного архитектора. Существует образовательная программа Архитекторы.рф, в которой я принимаю участие. Но, наверное, нам следовало бы объединить усилия, чтобы добиться максимального эффекта. Ведь образование главных архитекторов — это отдельная тема для разговора. Мне кажется, что к такой работе специалистов необходимо не только готовить со школьной скамьи, но и регулярно повышать их квалификацию.  

  Например, можно ввести курсы по подготовке главных архитекторов в ВУЗах, установить обязательное повышение квалификации для действующих главных архитекторов, проводить регулярную аттестацию. Постоянное обучение на данной позиции очень важно.

Методология проекта

Методология проекта базируется на изучении опыта реализации градостроительной политики на территории России и зарубежья. В каждой стране этот опыт свой, во многом он зависит от численности населения города, от политической воли главы региона или муниципалитета, от экономических возможностей региона, от уровня подготовки и наличия кадров на местах. . 

Все эти условия влияют не только на структуру и положение главного архитектора, но и на то, как устроена система реализации градостроительной политики в том или ином регионе. Где-то это осуществляется более успешно, где-то — менее, но мне кажется, что этот процесс может быть гораздо эффективней. 

В качестве примера, можно привести Сахалинскую область. На территории региона — 18 муниципалитетов, но главный архитектор есть только в 5 из них.

Следует отметить, что Сахалинская область — единственный в стране островной регион, расположенный на 87 островах. Это не только серьезно сказывается на специфике региона, но и достаточно сильно затрудняет возможность привлечь специалистов высокого уровня в каждый муниципалитет. При этом задачи перед каждым муниципалитетом стоят одинаковые. Поэтому, не смотря на сумасшедший кадровый голод, сотрудники администраций решают поставленные задачи на уровне своих компетенций.

Проанализировав сложившуюся ситуацию в Сахалинской области, я пришла к выводу, что гораздо эффективней было бы не пытаться привезти такое количество специалистов в каждый муниципалитет, а закрепить их на уровне Министерства градостроительства и  архитектуры в качестве районных архитекторов. При условии, что районный архитектор будет возглавлять не отдельный муниципалитет, а определенную территорию или целый район: Северный, Центральный, Южный, Курильский. При этом его работа будет распространяться сразу на несколько близлежащих муниципалитетов, что позволит более комплексно подходить к решению поставленных задач, повысит качество градостроительной документации, оптимизирует кадровый ресурс и повысит эффективность реализации градостроительной политики в целом.

 

Что даст реализация проекта

В первую очередь эта работа послужит толчком для проведения полноценного исследования: разработки предложений для корректировки проекта закона № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности» в соответствии с положениями Градостроительного кодекса, а также разработки стандарта работы главных архитекторов. Это может в корне изменить реализацию градостроительной политики на территории РФ: повысить качество городской среды, уровень реализации национальных проектов и федеральных программ, уровень подготовки кадров для муниципальной и государственной службы.

Если мне посчастливится работать с этим проектом в команде, на всероссийском уровне, я думаю, что основными этапами работы станут:

  • Сбор и анализ информации по структуре, распределению полномочий и наличию кадров в каждом субъекте. Эти критерии напрямую зависят от типа города и являются ключевыми для дальнейшей работы.
  • Разработка структуры реализации градостроительной политики по субъектам в количественных и качественных показателях.
  • Анализ нормативно-правовой базы, определяющей реализацию градостроительной политики, подготовка проекта по внесению изменений в действующее законодательство в части распределения полномочий, формы и структуры реализации градостроительной политики и т. д.
  • Формирование Общероссийской школы главных архитекторов и членов их команды по конкретным направлениям.
  • Разработка стандарта работы главных архитекторов и повышение его роли в реализации градостроительной политики.

Ожидаю от своего проекта только положительных эффектов, направленных на ревитализацию градостроительной политики в своей стране. На созидание и успех.

Реализация проекта потребует финансирования, и я надеюсь, что основными партнёрами смогут выступить Минстрой РФ и ДОМ.РФ. Хотя аудитория проекта весьма широка, потому что комфортная городская среда, качественная реализация градостроительной политики и работа главных архитекторов затрагивают многих. Это и бизнес, и государство, и простые горожане.

К особым условиям реализации проекта могу отнести то, что эта тема касается многих представителей архитектурного сообщества, сложившихся мнений, привычек, стереотипов, и, возможно, не всем по душе грядущие перемены.