Зачем инвестировать в инфраструктуру: отвечает Кен Ливингстон

Лонгрид
2 октября 2019
Лонгрид
2 октября 2019

Как создать транспортную инфраструктуру в городе, население которого больше семи миллионов человек, а большая часть жителей передвигается на личных автомобилях? Именно с этим вопросом столкнулся Кен Ливингстон в 2000 году, когда занял пост мэра Лондона. За восемь лет его работы транспортная система британской столицы кардинально изменилась, а лондонские автобусы стали визитной карточкой города. На форуме «Среда для жизни» бывший мэр Лондона рассказал о собственном опыте изменения инфраструктуры на благо города, а мы выбрали лучшие цитаты из выступления. 

О начале карьеры

В 1981 году я стал главой лондонского городского совета. Общественный транспорт был в упадке: количество пользователей метро стремительно снижалось, а автобусная сеть не покрывала и ⅔ города. Радикальные меры были необходимы, и я сразу же понизил цены на билеты метро на 30 процентов. Но в те времена правительство Маргарет Тэтчер блокировало любые инициативы подобного рода – им казалось, что это создаёт угрозу уклона влево – и суд сразу же заявил, что понижение цен является незаконным. Я имел отчётливое представление о том, какие именно изменения нужны Лондону, но для их практической реализации мне пришлось ждать почти 15 лет. 

О контексте

На посту мэра в 2000 году я унаследовал город в очень тяжёлом состоянии. Представители бизнеса сразу же сообщили, что если я не разберусь с проблемами транспорта, то крупный капитал начнёт уходить из города. Общественный транспорт был настолько плох, что горожане предпочитали автомобили даже несмотря на то, что средняя скорость движения в центре составляла 9 миль в час! Причина этой ситуации была в том, что на протяжении четырнадцати лет Лондон являлся единственным европейским городом без централизованной организации – а это создавало непрерывный конфликт интересов, в котором каждый хотел добиться собственных целей.

О наземном транспорте

Когда мы решили развивать наземный транспорт, мы начали с автобусов. Мы закупили 8000 новых единиц транспорта и сильно расширили маршрутную сеть. Однако этих изменений недостаточно самих по себе: нужно было менять саму инфраструктуру. Чтобы сделать автобус действительно удобным видом транспорта, мы реформировали систему: появились карты для оплаты проезда и выделенные полосы, а также ввели ночные маршруты. За несколько последующих лет стало вдвое больше горожан, использующих автобус ежедневно, и сейчас их количество продолжает расти. 

О рисках 

Сокращение личного транспорта в центре Лондона было вдохновлено сингапурским опытом. Налог на пробки, который существует в этой стране уже тридцать лет, казался прекрасной идеей всем администрациям европейских городов, но никто не рисковал применять его на локальном уровне: политические ставки были слишком высокими. Я взял все риски на себя, но этого было мало: необходимо было подготовить городскую инфраструктуру к подобного рода изменениям – установить камеры в центре города, создать парковочную инфраструктуру. На это ушло много времени, но оно показало, что риск не был напрасным.

Об инвестициях

Занимая пост мэра, вы инвестируете в свой город. Когда я возглавил городскую администрацию Лондона, его население составляло семь миллионов человек, а сейчас – уже девять, но при этом на сегодняшний день это единственный европейский мегаполис, транспортная система которого соответствует американским стандартам продуктивности и производительности. Вот мой главный совет – инвестируйте в инфраструктуру!

Лонгрид
2 октября 2019
Лонгрид
2 октября 2019