Проактивист: архитектор и городское сообщество

Индивидуальный проект городского развития
13 августа 2020
Индивидуальный проект городского развития
13 августа 2020

Артем Слюсаревский, участник программы Архитекторы.рф из Краснодара, сооснователь архитектурно-дизайнерского бюро CG Garnet и активист общественного движения «Помоги городу», переосмысляет роль современного архитектора и лидера городского сообщества в своём индивидуальном проекте городского развития.

«Город пригоден для существования только в условиях общественного согласия, иначе он превращается в машину смерти».
Екатерина Шульман, российский политолог и публицист
«Создание условий для того, чтобы люди могли отстаивать свои требования к окружающей среде, требует изменения в менталитете как обычных граждан, так и профессионалов».
Генри Санофф, мировой идеолог соучаствующего проектирования
«Архитектор — агент городских изменений!»
Александра Чечёткина, архитектор, руководитель проектов КБ Стрелка

Роль современного архитектора выходит далеко за рамки утилитарного проектирования. Архитектор — это агент изменений. И чтобы эти изменения действительно позитивно развивали наши города, важно, чтобы их поддерживали и понимали жители. Мой проект о том, как архитектору выстроить эффективные и созидательные взаимоотношения с городским сообществом.

Когда мы обсуждаем тренды в архитектуре и градостроительстве, мы всё чаще говорим о том, что устойчивое стратегическое развитие городов невозможно без эффективного взаимодействия с обществом. Городская антропология, вовлечение, соучаствующее проектирование, программирование… Действительно, развитие современных городов нельзя представить без выстроенных коммуникаций между жителями, властью, девелоперами и профессионалами (архитекторами и градостроителями).

Невозможно представить себе устойчивое развитие, когда конфликты в городе не решаются, когда стейкхолдеры мыслят в категориях устаревших парадигм и не готовы меняться, а сама архитектурно-градостроительная повестка верстается при пассивном участии профессионального архитектурного сообщества.

При этом потребность общества в архитекторе как в драйвере его развития с каждым днём увеличивается.

В этом мы убедились в рамках Европейского модуля программы Архитекторы.рф. В Европе мы увидели, что жители активно выражают свою гражданскую позицию посредством различных механизмов, обеспечивающих их созидательное участие в формировании архитектурно-градостроительной повестки.

Мы узнали о девелоперах, которые в рамках созданной системы сформировали рынок услуг по предпроектному анализу, одной из составляющих которого является вовлечение представителей городского сообщества в реализацию проектов на всех этапах — от идеи до эксплуатации. Причём участие жителей не носит исключительно формальный характер, а наоборот, способствует выстраиванию системы постоянных улучшений. Квартал Bo01 в Мальмё отлично иллюстрирует эту мысль (Рис. 1).

 Рис. 1. Квартал Bo01 в Мальмё, Швеция

Половину стоимости аренды жилья в первые два года оплачивает застройщик в обмен на данные, предоставляемые жильцами для исследования района. Такая обратная связь способствует постоянному совершенствованию проектных решений.

Архитектурные компании с мировым именем также не остаются в стороне и заявляют о своей готовности обеспечивать устойчивое развитие общества. Например, бюро KAAN Architecten, которое мы посетили в Роттердаме, с их девизом: «Архитектура — это стратегия и коммуникация». Или бюро Cobe из Копенгагена, которое не только проводит дискуссии с жителями на проблемные темы, но и запустило свой подкаст, чтобы освещать эту работу.

К слову, когда я готовил материал, мне попалась интересная вакансия на сайте Бостонского объединения архитекторов. Им требуется Community Design Director, или руководитель развития городских сообществ.

В итоге такая система результативной и взаимовыгодной коммуникации между стейкхолдерами (софт) приводит к реализации того качества среды, которое мы могли наблюдать в Европе (хард).

Возвращаясь к российскому контексту, в позитивном ключе стоит отметить цели национального проекта «Комфортная городская среда», к которым относятся создание механизмов прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды и увеличение доли этих механизмов.

Тем не менее актуальными остаются и негативные факторы: плохое качество коммуникации между субъектами принятия решений, неэффективность разрешения городских конфликтов, низкий уровень архитектурно-правовой грамотности жителей.

Цель моего проекта — способствовать смене парадигмы от «причинять добро», когда стейкхолдеры (власть/девелоперы/профессиональное сообщество) навязывают жителям свою волю, зачастую ставя их перед фактом, к «творить добро», где горожане системно вовлечены в архитектурно-градостроительную повестку в качестве субъекта принятия решений.

Проактивист

И здесь самое время обратиться к новому для вас термину, который был заявлен в названии моего проекта, — «проактивист». Этот термин включает два смысла. Первый — это отсылка к проактивности (неравнодушию, пассионарности, лидерству). Второй — в приставке про-, которая подчёркивает обязательность профессионализма.

Рис. 2. Активист и проактивист

 

Проактивист — это современный лидер городского сообщества. Важно отметить ключевое отличие портрета проактивиста от привычного образа активного гражданина в переходе от протестного настроя к созидательному. Проактивист спрашивает: «Что я могу сделать, чтобы мои двор/улица/район/город стали лучше?».

Проактивист — это гражданин с активной жизненной позицией, чьи профессиональные компетенции позволяют ему вносить вклад в развитие общества, а в нашем контексте — в развитие комфортной городской среды.

Посредством проактивизма предлагается стимулировать создание новых каналов взаимодействия между ключевыми стейкхолдерами и формирование сбалансированной и устойчивой системы общественного развития (Рис. 3).

Рис. 3. Переход от парадигмы «причинять добро» к «творить добро»

Когда мы говорим о взаимодействии архитектора и городского сообщества, мы, как правило, воспринимаем это через противопоставление. Мы либо защищаем свои проекты на публичных слушаниях, стараясь получить какое-либо разрешение (то есть выступаем на стороне бизнеса), либо отбиваемся от активистов, будучи представителями администрации (на стороне власти). Но есть и ещё одна роль, в которой архитектор может реализовывать себя и свои идеи по улучшению наших городов, а именно: выразить себя через активное развитие городского сообщества. Именно это и является основной целью проактивиста.

Для реализации этой цели проактивист может выступать в разных амплуа. К основным ролям организатора, коммуникатора и идеолога можно добавить роли эксперта, переводчика (с нормативно-правового на адекватно-бытовой), медиатора, аниматора (чтобы вовлечь, сначала нужно заинтересовать), учителя и мотиватора.

К ключевым компетенциям проактивиста в этом контексте следует отнести:

  • проактивность;
  • вовлечение;
  • объединение;
  • просвещение;
  • коммуникацию;
  • программирование;
  • позитивное мышление (созидательный настрой, оптимизм);
  • комьюнити-менеджмент.

Примеры проактивистов

Можно вспомнить проактивистов, которые добивались существенных результатов. Многие из них вам хорошо известны.

  1. Илья Варламов. Можно по-разному относиться к тому, что делает Илья, но его вклад в популяризацию тем развития отечественных городов неоспорим.
  2. Лев Владов. Отличный пример того, что не Варламовым единым живёт страна и каждому городу нужны свои герои. «Челябинский урбанист» — региональный проект федерального значения.
  3. Наталья Машталир. До своего назначения главным архитектором Краснодара активно занималась развитием общественных проектов, что закрепило за ней статус местного лидера мнений в вопросах архитектуры и градостроительства. Благодаря этому профессионализм Натальи и был замечен городской администрацией.
  4. Ефим Фрейдин. Один из основателей платформы «Город решает» — это серия проектов в Омске, связанных с развитием территорий и благоустройством, поддержкой городских инициатив. Серия временных площадок для разработки и обсуждения видения территорий. Отличный кейс, который был бы невозможен без участия архитектора.
  5. Артём Слюсаревский. Активист общественного центра по развитию городской среды «Помоги городу». Хочется лишь отметить, что в качестве проактивиста мне удалось сделать для развития своего города и района несопоставимо больше, чем будучи просто архитектором со своей частной практикой. И именно это открытие стало для меня ключевой мотивацией в выборе темы учебного проекта.

Говоря о прогнозируемых эффектах от деятельности проактивистов, стоит заметить, что наряду с общественными эффектами проактивист вправе рассчитывать и на личные бонусы (Рис. 4).

Рис. 4. Прогнозируемые эффекты от деятельности проактивиста

Теперь самое время разобраться с тем, а что, собственно, делать, чтобы начать свой путь проактивиста. Я представляю вам своё видение этого вопроса, которое назвал «Методология „ПроАктивист"».

Что дальше?

Для меня проактивизм — это личная история отдельно взятого героя. Но если говорить об устойчивом и системном развитии городских сообществ, то следующим этапом после проактивизма должен стать комьюнити-менеджмент.

Примером такого кейса является общественное движение «Помоги городу» в Краснодаре, с историей и развитием которого я хорошо знаком.

Опыт Краснодара интересен тем, что за семь лет численность города увеличилась на 76 %. Такой прирост обнажил все системные проблемы, ответом на которые и стало образование организации городского сообщества «Помоги городу».

Сейчас нам удалось добиться следующих результатов:

  • участие проактивистов «Помоги городу» во всех этапах принятия решений по архитектурно-градостроительной политике (комиссия по землепользованию и застройке, градостроительный совет, архитектурный совет, публичные слушания);
  • массовая остановка незаконной застройки;
  • инициация социальных и инфраструктурных проектов;
  • формирование уровневой структуры и координации 6 общественных советов на территории Краснодара;
  • участие активистов в организации работы над новым генпланом города (первый прецедент в стране).

Наша цель — это устойчивое развитие этого сообщества. Масштабируемые системы не должны быть привязаны к суперспособностям отдельных героев. Поэтому сейчас мы занимаемся переработкой накопленного опыта и стандартизацией бизнес-процессов, задумываемся об идее социальной франшизы.

В завершение стоит отметить, что каждый архитектор — носитель уникальных знаний, навыков и опыта! И мы просто обязаны реализовывать их в своих городах. Но нельзя делать это в одиночку! Выстроенные взаимоотношения с городским сообществом могут стать ключевым ресурсом для продвижения нашего видения и наиболее оптимального его осуществления на практике.

 

Контакты для связи:

Facebook: https://www.facebook.com/ArtySL9/

Instagram: @arty_s9

Индивидуальный проект городского развития
13 августа 2020
Индивидуальный проект городского развития
13 августа 2020
Читайте также