Во время поездок в образовательные модули все финалисты программы Архитекторы.рф делают заметки. Ведущий архитектор 8D-architects Саша Алипова посвятила свои записи качеству дорожных покрытий в китайских городах. Получился настоящий гид по покрытиям в Китае, который мы публикуем с любезного разрешения Саши.
Для меня было предсказуемо, что Китай — это торжество инженерной мысли и архитектурных фантазий. Но вот что самое важное: за их реализацию отвечают не белые воротнички в кабинетах, а профильные профессионалы. И у них все в порядке с руками! Думаю, это показывает настоящий характер китайцев: дотошность, честность в работе, мастерство. Во время нашей образовательной поездки я буквально хотела кричать от восторга при виде узлов уличных покрытий — выполненных как будто для иллюстраций на Pinterest. Материалы, стыковка, пандусы, решетки, бордюры (точнее, их отсутствие), скрытая отмостка, качество строительно-монтажных работ — всё на высоте. Свои наблюдения я объединила в несколько категорий и дальше подробно разберу каждую их них.
Одна из наших экскурсий в Гуанчжоу была посвящена реконструкции старых складских зданий на берегу Жемчужной реки (Чжуцзян): несколько лет назад их превратили в выставочный центр — Guangzhou Julong Bay Exhibition Center — с благоустроенной набережной. Здесь я обратила внимание на стыковку разных типов покрытий. Она помогает выделить функциональные зоны и визуально разделить потоки людей, фактически выступая инструментом навигации.
Транзитная зона выполнена из износостойкого бетона с минимальным количеством швов.
Для прогулочных маршрутов использовался мелкоштучный материал. На участке, который я успела изучить, это был кирпич. Он ассоциируется с теплом, а его малый формат настраивает на расслабленный шаг.
Зоны отдыха покрыты менее износостойким материалом с низкой теплопроводностью. Благодаря этому поверхность не перегревается даже в самые жаркие дни летом, что очень актуально для юга Китая, учитывая тропический климат в этой части страны.
Все стыки выполнены в один уровень, таким образом архитекторы обеспечили на набережной безбарьерную среду. Все материалы аккуратно подрезаны и идеально сочетаются между собой.
Общественные пространства и транзитные зоны в китайских городах выполнены с большим вниманием к маломобильным группам населения (МГН). Я выделила три ключевых решения, которые делают среду в Гуанчжоу и Шэньчжэне действительно безбарьерной.
Тактильная плитка выполнена либо в цвет основного покрытия, либо с накладными металлическими элементами. Это снижает уровень визуального шума, при этом сохраняется сигнальная функция для людей с ограничениями по зрению.
Плитка выложена по краю дорожки — вместо бордюрного камня. Она сигнализирует о том, что дорога «заканчивается» и нужно быть внимательнее. Плитка при этом вновь находится на одном уровне с остальным покрытием. Для сравнения, в России бортовой камень должен быть приподнят на 5 см — чтобы колеса инвалидных и детских колясок не съезжали на газон.
Пандус выполнен в том же материале покрытия, что и мощение. Это визуально подчеркивает безбарьерность пространства. Кроме того, у кирпича низкий коэффициент скольжения по сравнению со шлифованным бетоном.
Подробно остановлюсь на инженерных и эстетических решениях при проектировании и прокладке поверхностного водоотвода в Китае.
Решетка лотка выполнена из того же материала, что и покрытие пешеходной зоны. Это помогает визуально сохранить целостность покрытия и обойтись без обрамления. В местах пересечения пути движения пешеходов и лотка отверстия выполнены мельче и имеют круглую форму, чтобы в них не проваливался каблук.
Закругленная форма решётки подчеркивает плавность линий фасада и как бы подыгрывает архитектуре Оперного театра.
Щелевой водоотводный лоток в месте примыкания стены здания к горизонтальной поверхности собирает воду с фасада во время косого дождя. Такие решения обычно называют «чистыми».
Открытый лоток нефабричного изготовления добавляет контраста краю пешеходной дорожки. В данном случае он выполнен из глянцевой плитки — возможно, для увеличения скорости воды во время дождя: в России я такого приёма не встречала.
Дождеприемник расположен в торце бортового камня — как в американских городах. Это решение позволяет не прерывать единое полотно асфальтового покрытия и упрощает процесс ремонта дорожного покрытия. Кроме того, нет риска, что люк украдут и на пути движения транспорта появится внезапная опасная яма.
На фотографии выше — отсыпка гравием по краю откоса. Во время дождя грязь не стекает на покрытие.
И последнее про водоотвод — сохраненная старая решётка водоприемников с классическими китайскими орнаментами. Такие артефакты поддерживают идентичность места. Обычно мы не обращаем внимание на подобные элементы среды — но мозг их все равно считывает.
Честно говоря, не знаю, как называется такое решение, поскольку вижу его впервые. Оно помогает без брызг увести воду с фасада здания во время косого дождя и за счет минимального количества стыков снижает риск замачивания фундамента, даже если гидроизоляция повреждена или выполнена некачественно. Ну и визуально выглядит эффектно!
Автор всех фотографий — Саша Алипова
Ещё про дорожные покрытия: