Во время международного модуля в Китае финалисты шестого потока программы Архитекторы.рф посетили Центр культуры и искусств Чун Ян Тай (ChunYangTai), спроектированный архитекторами бюро Atelier FCJZ. Публикуем эссе участника программы, генерального директора компании «Специализированный застройщик “Каспий”» Артура Сулейманова, который также побывал на этой экскурсии.
Дорога от Гуанчжоу до пункта назначения, Центра культуры и искусств ChunYangTai в деревне Ланту, заняла два часа. Добрались к вечеру. Деревню мы не увидели, поскольку приехали уже затемно. Зато из плюсов — мы оказались первой российской делегацией в Центре, который открылся буквально год назад. И первыми, для кого здесь провели фактически ночную экскурсию. Как же нам нравится быть первыми! Пусть и в мелочах.
Автор проекта, архитектор Юн Хо Чан, учился и состоялся как специалист в США. Возглавлял кафедру архитектуры в престижном университете. Вернулся на Родину. Но его архитектура — не вызов Родине, мол, смотрите, как я умею и чему я научился. Это дань уважения истокам. Это продуманная, осознанная интеграция объекта в устоявшуюся веками деревенскую среду.
Скрупулезно продуман цикл жизни объекта. Весь цикл, не только стадия реализации. Необработанный бетон как основной материал выбран архитектором для ускоренного состаривания объекта и ещё большего соответствия 600-летней деревне. Высокая влажность и большое количество искусственных водоёмов, в том числе на крыше, лотосов, мха и других элементов флоры ускорят этот процесс.
Но хотелось бы рассказать про смыслы Центра. Для чего создавалась эта архитектурная оболочка? Что она призвана донести? На кого она рассчитана? Основная экспозиция рассказывает о том, как крестьяне осваивали и совершенствовали азы письменности. Днём выполняли рутинную работу на рисовых полях, а вечером приходили домой и оттачивали навыки каллиграфии. Они ежедневно совершенствовали свое мастерство — и только этот путь давал им возможность выйти за рамки служения себе и своей семье и начать служить обществу: то есть стать людьми, принимающими решения за других. Например, чиновниками.
Во времена китайских империй существовала трехуровневая система отбора кандидатов на различные посты. Уровень поселения, региональный и императорский. На императорском конкурсе отбирали 300 лучших кандидатов и назначали их на наиболее важные посты. Другими словами, у каждого из этих крестьян был такой уникальный шанс, но для этого требовалось освоить каллиграфию.
Так о чем же экспозиция? Добросовестность – это главная добродетель человека. Много работать на рисовом поле и еще больше работать над собой — единственный путь развития человека как личности и, соответственно, единственный путь служения обществу. Этот Центр создавался не для иностранных делегаций, не для «ночных россиян» и вообще не для туристов. И тем более — не в противовес западной культуре. Единственный вызов для устоявшейся консервативной китайской культуры — это новые технологии. Гаджеты, которые оставляют все меньше пространства для человеческого усердия. Этот Центр создан для молодого поколения китайцев, чтобы передать им саму идею и традицию этого усердия.
Страна, побеждающая в спорте, в экономике и по многим фронтам в мировой политике, открывает Центр не про ценность побед, а про усердие и трудолюбие как ценность. Про служение обществу как ценность. Про воспитание как ценность.
Текст: Артур Сулейманов. Фотографии: Кирилл Меркурьев