3 июля в Москве открылась выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа». Одним из кураторов этого проекта стала выпускница программы Архитекторы.рф 2022 года Дарья Кисельникова. Специально к открытию экспозиции Дарья написала статью, в которой рассказывает об архитектуре Байкало-Амурской магистрали и проблемах её изучения.
В этом году представилась возможность погрузиться в тему БАМа. Мне предложили стать частью исследовательской команды и одним из кураторов выставки, посвященной архитектурному наследию Байкало-Амурской магистрали. До этого я практически ничего не знала об этом проекте. Как новосибирцу мне было известно, что несколько вокзалов БАМа спроектировал мой земляк — архитектор Владимир Петрович Авксентюк. Остальное оставалось вне поле зрения.
Удивительным открытием стало то, что тема архитектурного наследия БАМа до сих пор особо не поднималась ни в научных исследованиях, ни в журналистских публикациях. Есть целый ряд работ, посвященных инженерным замыслам при строительстве тоннелей и прокладке железнодорожного полотна в суровых условиях севера, но о роли архитектуры и архитекторов — ничего системного.
Нисколько не умаляя значения строительства самой ветки, хочется отметить, что архитектурный проект БАМа заслуживает не меньшего внимания. Ведь это не просто 3100 километров железнодорожного полотна, которые связали точку А и точку Б. Это единая система расселения, в рамках которой было создано почти полсотни новых поселков и городов. Каждый из них не только представляет собой функциональную единицу, но и обладает уникальным архитектурным решением и образом. Фактически БАМ представляет собой архитектурный ансамбль, который растянулся на тысячи километров.
Важнейший аспект, который существенно повлиял на архитектуру Байкало-Амурской магистрали — привлечение к строительству и проектированию поселков и вокзалов представителей разных регионов и республик Советского Союза. Объекты БАМа проектировались архитекторами из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Куйбышева, Тулы, Барнаула и других городов РСФСР. На магистрали встречаются работы архитекторов из Армении, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана — всего в проектировании этого грандиозного ансамбля участвовали 13 союзных республик.
Представители региональных школ привнесли в него свое видение эстетики и образности. Даже материалы, которые использовались в отделке, часто доставлялись из тех регионов, откуда приезжали строители. Например, одни вокзалы БАМа облицованы розовым туфом из Армении, другие — сибирским гранитом и уральским мрамором. Многообразие палитры материалов создает уникальное впечатление от поселков: каждый из них обладает собственным архитектурным лицом.
То, что сделало архитектурный проект БАМа столь уникальным явлением, определяет сложность его изучения. Проекты создавались в разных регионах, а значит и информация об авторах хранится в разных местах. Несколько лет исследовательская команда, в которую помимо меня входят искусствовед Марк Акопян и историк архитектуры Константин Антипин, начала большую работу по сбору и систематизации данных об архитекторах БАМа. Здесь стоит отдельно отметить участие выпускников программы Архитекторы.рф — многие из них откликнулись на мою просьбу и присоединились к поискам материалов. На сегодняшний день нам удалось найти авторов большей части проектов, и эту работу мы планируем продолжить. Наша цель — выяснить имена всех архитекторов и сохранить эту информацию для будущих поколений.
Сегодня активно ведется работа по развитию и модернизации БАМа. Дорога приобретает все большее значение в грузоперевозках. Мне кажется, что кроме технологического развития магистрали перед нами также стоит задача сохранения того уникального наследия, созданного советскими архитекторами в 1970-е и 1980-е годы. Это произведение огромного числа архитекторов и наследие многих наций, которые некогда объединял СССР. Сохраняя и изучая наследие этого периода, можно увидеть, что проектировались не просто города, а микромиры со своей архитектурной средой. Постановка сверхзадач, выходящих за рамки минимальных технических требований — отличительная черта архитектуры БАМа.
История создания БАМа чем-то напоминает суть программы архитекторы.рф. Архитектурный проект магистрали стал результатом огромного коллективного труда архитекторов из разных уголков страны. Их всех объединяла одна цель — создание хорошей архитектуры, в которой предстояло жить людям. И это то, что во многом определяет цель выпускников Архитекторы.рф — создавать комфортную и красивую среду для жизни.
В июле 2024 года в Государственном историческом музее в Москве открылась выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа». Это промежуточный этап работы: исследование обязательно будет продолжено. Мы, авторы этого проекта, рассчитываем на помощь в поисках информации и надеемся, что нам удастся восстановить имена всех архитекторов Байкало-Амурской магистрали.
Выставка «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа» проходит с 3 июля по 31 августа. Билеты и дополнительная информация доступны на сайте Исторического музея. Выставка организована Фондом развития науки и культуры «Таволга» и поддержке ОАО «РЖД».
Все материалы предоставлены автором статьи.