Модуль 3: от Берлина до Барселоны

Лонгрид
19 декабря
Лонгрид
19 декабря

Третий офлайн-модуль программы Архитекторы.рф состоялся в ноябре 2018 года. Всего за неделю участники программы посетили четыре крупных европейских города – Берлин, Роттердам, Копенгаген и Барселону. Основные задачи модуля – сравнить архитектурные практики Европы, изучить передовые технологии в проектировании и наметить необходимые для комплексного развития российских городов шаги – нашли воплощение в формате ёмкого и насыщенного путешествия. Рассказываем о событиях этих семи дней и делимся впечатлениями участников.  

Как изменить градостроительную политику в пользу велосипедного и пешеходного движения? Что позволяет городским районам сочетать инновации и аутентичность? И как управлять водными ресурсами в городе, находящемся ниже уровня моря? Поиск ответов на эти и другие вопросы о формировании комфортной городской среды привёл российских архитекторов в европейские мегаполисы. На протяжении поездки сто участников программы посещали ключевые архитектурные бюро, совершали исследовательские туры по городским окрестностям и слушали лекции от ведущих градостроителей, проектировщиков и государственных служащих. Особое внимание уделялось практическим семинарам, в ходе которых участники выполняли коллективные и индивидуальные упражнения, связанные с исследованием городского пространства и выявлением его локальных особенностей. 

Старт в Берлине подготовил экспедицию к быстрой смене архитектурных стилей и характерных черт городских районов. После обзорной прогулки от Унтер-ден-Линден до Александерплац в фокусе участников оказались периферийные районы города, в которых можно найти истинные урбанистические жемчужины: Фридрихсхайн – музей граффити под открытым небом, Кройцберг – изобилие передовых градостроительных решений, и районы Восточного Берлина – наследие советской архитектуры. 

Следующим пунктом поездки стал Роттердам – архитектурный эксперимент в масштабах целого города. Вопреки ожиданиям, статус крупнейшего европейского порта не только не оказывает негативного эффекта на городскую архитектуру, но и позволяет оригинально и функционально использовать множественные промышленные зоны. Важным элементом экскурсии по Роттердаму стало и посещение всемирно известных архитектурных бюро города: OMA, MVRDV и Mei Architects.

Затем участники проекта оказались в Копенгагене. Столица Дании является одним из старейших городов Европы, но на сегодняшний день обладает передовыми жилищными решениями и одной из наиболее качественных инфраструктур в мире. Транспорт занимает особое место в городской повседневности – наиболее популярным способом передвижения в Копенгагене является велосипед, а в метро ходят беспилотные поезда с автоматическим управлением. Как выяснили участники в ходе общения с местными экспертами, городское развитие в Дании – это предмет постоянного обсуждения, а принимаемые датчанами решения требуют последовательности и верности им. 

Модуль подошёл к завершению в постоянно изменяющейся Барселоне. Эта локация оказалась вдвойне интересной тем, что прямо сейчас в городе начинаются масштабные изменения, связанные с переформатированием пространственной сетки города и появлением суперкварталов. Необходимость суперкварталов состоит в объединении городских районов в блоки – большие единицы, преимущественно закрытые от сквозного движения автомобилей. Поэтому в Барселоне участники имели возможность обратить внимание практически на все стороны городского благоустройства и исследовать различные городские единицы: от транспорта до крыш. 

На протяжении всей поездки участники выполняли различные упражнения, направленные на исследование отдельных аспектов городского пространства и способов его использования. В ходе практических занятий архитекторы разбирались в устройстве городских районов, встречались с местными градостроителями и урбанистами и анализировали принципы формирования тех или иных локальных особенностей. Участникам программы были предложены четыре базовых формата упражнений: некоторые задания были знакомы архитекторам по предыдущим модулям, некоторые были разработаны с учётом особенностей путешествия, однако объединяющим принципом для всех заданий выступало соотнесение европейских практик городского развития с контекстами и особенностями российских городов. 

сам себе куратор

Упражнение «Сам себе куратор» – это базовый элемент всей программы: участники формируют определённую гипотезу, выбирают городское пространство и анализируют, какие принципы были в него заложены и как оно функционирует. Формат упражнения требует от архитекторов погружения в процессы и особенности локальной городской среды, а также знакомства с местными отраслевыми экспертами. Результатом упражнения становится соотнесение опыта исследуемого пространства с региональными контекстами. 

В преддверии европейской поездки участники разделились на пять исследовательских групп и выбрали конкретные темы для изучения последнего города модуля – Барселоны. Так сформировалось пять разнообразных векторов исследования:, использование крыш, система городского транспорта, реновация промышленных объектов, эффективность общественных пространств и благоустройство улично-дорожной сети. В течение недели группы продумывали восьмичасовой маршрут по городу и окрестностям, который бы позволил наиболее полно раскрыть выбранный сюжет. Одни маршруты проходили через весь город, другие концентрировались на детальном изучении конкретных районов. 

Крыши

Первая группа отправилась на поиск инновационных форматов использования городских крыш. При подготовке исследовательского маршрута группа определила для себя типологию объектов для рассмотрения: в неё вошли культурные институции и образовательные учреждения, объекты HoReCa (гостиницы, рестораны и рынки), общественные пространства и жилые кварталы. 

«Нашей целью было ознакомиться с лучшими современными практиками использования крыш, а также посмотреть на это пространство как на дополнительное архитектурное измерение, пятый фасад зданий, формирующий силуэт города. Нам было интересно узнать, насколько эффективно город использует пространства крыш, каков потенциал развития этого пространства и что мешает его реализации. Для этого мы оценили около десяти объектов по следующим параметрам: высотность, площадь, доступность, проходимость и уникальность», — рассказывает участница группы, архитектор и преподаватель из Москвы Наталья Бавыкина.

Население Барселоны растёт, туристический поток увеличивается, а город уплотняется день за днём – в городе не остаётся пространства для дальнейшего расширения. Эти условия способствуют переосмыслению роли заброшенных или неиспользуемых крыш, которые начинают использоваться в качестве общественных пространств или даже зелёных зон. Во время экспедиции группа обнаружила множество зелёных насаждений на крышах центральных зданий и сравнила различные способы приспособления просторных кровель домов под детские площадки и открытые парки. Также участники группы отправились на экскурсию в бюро La Casa Por El Tejado, которое развивает надстройки на крышах: руководитель фирмы рассказал архитекторам о структуре работы и провёл по двум объектам. 

крыши

Анна Бухвалова, ассистент институт архитектуры и дизайна в Тюменском индустриальном университете, предлагает Москве и Петербургу перенять опыт Барселоны в интеграции крыш в городскую среду. «Крыши – это очень важный элемент, так называемый пятый фасад, которому в России уделяют очень мало внимания. Возможно, потому что пока мы имеем пространство и возможность расти вширь» – замечает она.

Городской транспорт

Вторая группа отправилась изучать на практике систему общественного транспорта Барселоны. Транспортная сеть города не монополизирована и принадлежит нескольким компаниям, а поэтому включает в себя разнообразие способов передвижения – от метро и электричек до фуникулёров и морского транспорта. Участники группы поставили ряд задач: определить, как связаны между собой различные виды транспорта, выявить особенности организации элементов инфраструктуры (такие как инфографика, регулирование и навигация) и проанализировать формы повседневной мобильности горожан. 

Исследовательский маршрут группы имитировал повседневную поездку горожанина из пункта А в пункт Б и обратно с использованием двух различных транспортных систем. Группа выбрала для анализа наиболее популярные по предварительной оценке типы городского транспорта: трамвай, автобус, метро и прокатный велосипед. Некоторые виды транспорта (например, электрички и скоростные поезда Renfe) не вошли в маршрут, поскольку они используются преимущественно за чертой города. 

Участники также обращали внимание на особенности использования каждого вида транспорта, на доступность и инклюзивность, а также на отличные от российской инфраструктуры особенности. «Главное отличие барселонского общественного транспорта от симферопольского – это ощущение от пребывания внутри», отмечает ведущий специалист отдела городской среды управления благоустройства и закупок в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Алина Гараджа, – «в испанском чувствуешь себя комфортно и безопасно, а в отечественном неловко и вынужденно». По мнению Алины, «российской транспортной системе стоит перенять ориентир на человека: удобство, доступность и точность транспорта, ведь эти многочисленные аспекты формируют общее впечатление».

Реновация прома

Интерес третьей группы был связан с проектами трансформации промышленных объектов, которые способствуют реновации городской среды. Отправной точкой исследования послужили городские преобразования в контексте Олимпийских игр 1992 года и дальнейшая дискуссия о развитии индустриальных зон города. В 2000 году в Барселоне из двухсот гектаров бывших промышленных территорий был создан комфортный район 22@Barcelona, утверждённый городским советом. Его целью стало создание инновационного «города в городе» с возведением множества построек на площади: многоквартирных и частных домов, спортивных и медицинских учреждений, высокотехнологичных исследовательских хабов и зелёных оазисов. 

Исследователи проанализировали основные этапы разработки и реализации проекта в соответствии с достигнутыми результатами. Группа изучила, как как бренд 22@Barcelona отражается в городском пространстве, как новая архитектура проекта встраивается в сложившуюся планировочную структуру, какие принципы формирования застройки преобладают в границах сложившихся блоков и ряд других ключевых факторов.

Опыт Каталонии могут позаимствовать и российские регионы. «Развитие промышленных территорий – актуальная, важная и сложная задача. Сегодня многие промышленные предприятия в России прекратили свою деятельность, а их территории превратились в склады, свалки и торговые базы. Площади закрыты и не включены в городскую среду», рассказывает Михаил Кошпаев, директор департамента архитектуры и градостроительства в администрации города Саров. Пример Барселоны показывает, насколько эффективными для города могут оказаться преобразования индустриальных зон. 

Общественные пространства

Участники четвёртой группы задались целью всесторонне изучить городскую ткань Барселоны в разных частях города и понять, как общественные пространства влияют на взаимодействие жителей и туристов, а также проследить эволюцию города с появлением новых пешеходных зон, площадей и скверов. Основной задачей группы стала оценка выбранных общественных пространств по основным параметрам, позволяющим составить наиболее полное представление об их качестве. Кроме того, исследователи оценивали комфорт и эффективность пространств методом наблюдения за их пользователями и общественного опроса.

Маршрут группы состоял из двух частей. Его первая часть пролегала через центральную часть города и включала в себя наиболее известные общественные пространства Барселоны: Рамбла, площадь Каталонии и рынок святой Екатерины. Интерес к классическим достопримечательностям города позволил группе понять соотношение системы улиц и изначально заложенной застройки. Выбранная часть города является наиболее туристической, а следовательно, улицы и бульвары в ней составляют основную часть общественных пространств. Вторая часть маршрута выходила за пределы центра и была посвящена изучению других типов общественных пространств: набережной, городского пляжа и районного парка. 

«Общественные пространства Барселоны в большей степени, чем в России, интегрированы в городскую среду, насыщены функциями, экологичны и обеспечены акустическим комфортом, необходимым для отдыха горожан. Нам следует заимствовать зарубежный опыт и уделять необходимое внимание этим важным деталям», считает участник группы Дмитрий Любитенко, директор по корпоративным и правовым вопросам компании «Лакки» из Волгограда. 

Улично-дорожная сеть

Пятая группа обратила внимание на процесс сокращения автомобильных улиц в пользу пешеходных внутри новых суперкварталов. Город планирует закрыть 70 процентов существующих автодорог и отдать освободившееся пространство жителям в течение четырёх лет. Для мировой практики приоритет пешеходам и велосипедистам является достаточно экспериментальным и инновационным опытом, поэтому исследовательский интерес участников группы был связан с анализом условий происходящих перемен. 

Маршрут группы пролегал через районы Побленоу, Эшампле и Остафранкс, в которых участники изучали особенности дорожного движения и особенности въезда-выезда частного и общественного транспорта. Также архитекторы рассмотрели, как изменяются практики использования дворов в связи с транспортными ограничениями и применением концепции суперкварталов. Начальник управления архитектуры, строительства и землеустройства Кирово-Чепецка Евгений Лаптев объясняет, что для успеха суперкварталов в Барселоне была проделана огромная работа по развитию пешеходной и велосипедной инфраструктуры, а также по совершенствованию общественного транспорта, поэтому в российских условиях важно «не переносить результат, а стараться перенять подход в целом». 

ЧЕГО ХОЧЕТ ГОРОД

Упражнение «Чего хочет город» – это коллективная практика, которую участники программы выполняли на протяжении всей поездки. Опираясь в равной степени на теоретические знания, полученные в ходе поездки, и на собственный исследовательский опыт, архитекторы фиксировали в европейских городах инициативы и решения, которые могли бы использоваться в развитии российских городов.

Берлин

В Берлине участники обратили внимание на то, как повсеместно встречающийся стрит-арт изменяет восприятие городского пространства. «Если бы в моём городе было столько же граффити, как в Берлине, это стало бы отличительной чертой города и позволило бы маскировать фасадные недоделки», – отмечает главный архитектор Воронежской области Андрей Еренков. «Можно спорить об эстетичности граффити на домах, но в этом так много “права на город” и гражданской позиции, которых не хватает северной столице», соглашается Мария Репина, ведущий инженер из Санкт-Петербурга.

Роттердам

Роттердам привлёк участников функциональным и эстетичным использованием водных ресурсов. Архитектор из Новосибирска Максим Бакин предполагает, что интеграция водоёмов в городскую среду в его городе привела бы к позитивным изменениям: »Если бы Новосибирск освободил из подземных коллекторов свои реки и впустил их в город, как Роттердам, можно было бы сделать у воды отличные общественные пространства». Сергей Сердюков, управляющий партнер архитектурного бюро из Саратова, указывает на историческую необходимость использования доступа к воде: «Когда-то жители Роттердама были частично отсечены от воды, но город смог изменить эту политику и береговая линия стала всеми любимой. Если в Саратове начнут так же относиться к проблеме прибрежных территорий, это даст новые точки развития и подчеркнёт ощущение пребывания у большой воды». 

Копенгаген

Копенгаген – велосипедный центр Европы – обратил внимание участников на вовлечённость велосипедного движения в единую систему городского транспорта. «Было бы хорошо задуматься не о разрозненных велодорожках, а о единой транспортной системе», – говорит архитектор из Москвы Никита Шилов, – «москвичи готовы пересесть на байки». С ним соглашается и Мария Кутай, соосновательница архитектурного бюро из Москвы, проводя параллель между здоровым образом жизни и городом: «Здоровый образ жизни – это не только правильное питание и спортзал, но еще и здоровый город, и было бы здорово, если бы наши города стали удобными для ежедневного перемещения пешком и на велосипеде».

Барселона

В столице Каталонии в фокусе архитекторов оказалось большое количество мусора на улицах – знакомая российским городам проблема. «Мусорные баки не только занимают драгоценное пространство, но и негативно влияют на эстетическое восприятие улиц», рассуждает экономист из Омска Дмитрий Омельянчук. В связи с этим участники программы предложили комплекс мер по устранению мусора из городского пространства. Так, заместитель руководителя научно-образовательного центра в Иркутске Валерия Нуянзина считает, что помочь решить эту проблему может «перенос мусорных баков во двор либо уменьшение количества контейнеров при более частом сборе мусора». 

АТЛАС ЭЛЕМЕНТОВ

В каждом модуле программы участники программы обращали особое внимание на городские детали, которые зачастую остаются незаметными даже для самих жителей городов. Архитекторы делали фотографии в инстаграме с подробным описанием брусчатки, обсуждали качество газонов и спорили о том, нужно ли скрывать теплопровод за ограждениями или белить деревья. Упражнение «Атлас элементов» направлено на поиск и фиксацию аспектов благоустройства, из которых складывается образ города и общее представление о нём. В ходе европейской поездки участники имели возможность сравнить элементы, отличающиеся от локации к локации: автобусные остановки, киоски, подъездные двери и дорожное покрытие. Сейчас «Атлас» содержит более двух тысяч наименований. 

Брусчатка и покрытие дорог:

Автобусная остановка:

Киоск:

Дверь в подъезд:

всё в дом

Упражнение «Всё в дом» также направлено на поиск важных городских элементов, которые могли бы использоваться участниками при развитии их городов. Но в отличие от задания «Чего хочет город», архитекторам предлагалось отметить общие тенденции в городском планировании, которые могли бы быть перенесены на российскую действительность. Вот некоторые из предложенных участниками инициатив: 

  • делать упор на системности решений;
  • не бояться признавать и исправлять градостроительные ошибки;
  • использовать «лаги» – пустующие пространства;
  • эстетизировать городскую среду;
  • ориентировать архитектурные решения на будущее, а не только на современные требования.

На протяжении недели участники программы Архитекторы.рф имели возможность исследовать на практике уникальные проекты городского развития и благоустройства, получить опыт общения с ведущими мировыми экспертами в области архитектуры и урбанистики, самостоятельно исследовать городскую среду и вдохновиться оригинальными градостроительными решениями.  

Опыт посещённых городов показывает, что различие исторических условий и современных контекстов позволяет городам использовать это при развитии долгосрочных градостроительных проектов. Выбранные локации это демонстрируют: развивающийся вокруг уникального наполнения старых районов Берлин, умело пользующийся прибрежным расположением Роттердам, совмещающий инновации и внимание к деталям Копенгаген и непрерывно прогрессирующая Барселона. 

Но помимо уникального опыта третий модуль предоставил участникам программы понимание тех условий развития и совершенствования городов, которые могли бы быть перенесены на российскую действительность и уже в ближайшее время успешно применяться как в больших городах, так и в регионах. Не менее важно и то, что стратегии развития европейских городов указывают на последовательность изменений, стоящих за глобальными переменами, которые определяют образы Берлина, Роттердама, Копенгагена и Барселоны сегодня и могут стать ключевыми в облике российских городов уже завтра.