Рыбинск — старинный город в Ярославской области, расположенный на берегу Волги. В последние несколько лет он стал особенно популярен благодаря необычному дизайн-коду: все вывески в историческом центре города выполнены в дореволюционном стиле и сделаны вручную по старинным технологиям. В июле 2022 года главным архитектором Рыбинска стала Полина Харитонова — выпускница третьего потока программы Архитекторы.рф. Мы поговорили с Полиной о её новой работе, благоустройстве, вывесках, нехватке архитекторов в Рыбинске и возможности главного архитектора влиять на облик своего города.
— Полина, с 2019 года ты работала в администрации Рыбинска заместителем директора департамента архитектуры и градостроительства, Теперь ты главный архитектор города. Что это значит в иерархическом плане?
— Я стала первым заместителем директора департамента. В нашей администрации человек на этой должности как раз выполняет функции главного архитектора. Работа моя останется прежней, только ее станет намного больше. Раньше я курировала генпланы, правила застройки и землепользования, все технические градостроительные документы. Сейчас к этому добавятся, например, наши небезызвестные вывески.
— Расскажи о том, как прошло назначение.
— В этом году в области проходил кадровый лидерский конкурс «Ярославский резерв». Я решила в нем поучаствовать и стала финалисткой: из примерно 15 тысяч человек в финал прошли только 237. В тот же день мэр Рыбинска Дмитрий Рудаков поздравил меня и других финалистов в социальных сетях. В первый рабочий день после конкурса меня пригласили на оперативное совещание, где Дмитрий Станиславович сообщил мне о назначении на должность главного архитектора.
— Полагается ли тебе команда архитекторов? Насколько расширились твои возможности в этом плане?
— Я очень на это надеюсь. Но сейчас в департаменте ограниченный ресурс людей, в основном это юристы и делопроизводители. Архитекторов единицы, и их очень не хватает. При этом наша деятельность связана не только с согласованиями. Например, генплан мы делаем сами — нигде его не заказываем. Благоустройство — тоже самостоятельно всё проектируем. В Рыбинске архитекторов мало, а те, кто есть, работают в проектных организациях. Молодежь в основном в Ярославле: после учёбы они обратно не возвращаются.
— А какие перспективы? Как изменить эту ситуацию?
— У нашего главы есть идея открыть в Рыбинске кафедру архитектуры. В городе есть опорный вуз, Рыбинский государственный авиационный технический университет. Там сейчас будут создавать кафедру промышленного дизайна, и одновременно с этим прорабатывается возможность создания архитектурной кафедры. Идут переговоры с МАРХИ, и когда мы откроем кафедру, это будет маленький филиал МАРХИ в Рыбинске.
— Архитекторов просто нет, или они не хотят идти по каким-то причинам? Из-за зарплат, например.
— Да, зарплата главного специалиста в департаменте вряд ли соответствует ожиданиям молодого архитектора. Хотя работа здесь очень интересная и разноплановая. Она не «чиновничья», она творческая.
Я, например, получила большой опыт, работая в строительной организации практикующим архитектором, но потом всё равно стала искать что-то новое, где есть общение с людьми, взаимодействие, движение, творчество. И так перешла на муниципальную службу.
— Как раз из творческого — в последние годы Рыбинск прославился своими вывесками в дореволюционном стиле. Что сейчас происходит с этим проектом?
— Это постоянная, долгосрочная программа. Она началась в 2019 году и с каждым годом только набирает обороты. Даже сегодня в департаменте был художественный совет, где мы рассматривали шесть новых вывесок.
— Вместе с вывесками хвалят центр города. Блогеры-туристы публикуют фоторепортажи и пишут, что он ухоженный, уютный, европейский. Его тоже недавно обновили?
— Да, в том же 2019 году администрации запустила масштабный проект — реконструкцию исторического центра. Основные работы проходили на Крестовой улице: там полностью отремонтировали пешеходную зону, убрали под землю провода, восстановили освещение в историческом стиле, сделали парковки, сузили проезжую часть у перекрестков. Всё по принципам современной урбанистики.
— Ты работаешь в администрации с 2019 года и застала все эти процессы. Объясни, в чем секрет успеха, почему, например, история с вывесками оказалась настолько удачной и известной?
— Секрет, наверное, в том, что удалось наладить взаимодействие с творческими людьми, которые принесли эту концепцию. Администрация поддержала идею и технически правильно внедрила её в нормативно-правовые акты. Когда есть четкие правила, всем понятно, как ими пользоваться. Кроме того, в департаменте был создан специальный отдел, который следит за реализацией программы, общается с предпринимателями, выдает предписания, наводит порядок.
— Мы недавно делали исследование, посвященное должности главного архитектора в России. Многие коллеги говорили о том, что им сложно влиять на облик своих городов, не хватает полномочий. А насколько лично ты теперь можешь влиять на облик Рыбинска как его главный архитектор?
— Дизайн-код и проекты благоустройства утверждает городская администрация, и здесь, конечно, многое зависит от мнения главного архитектора.
Если говорить об архитектуре и новом строительстве, то разрешения на него выдаёт Ярославль, региональный центр. Четыре года назад они забрали эти полномочия, и теперь мы даже не всегда знаем, что у нас будут строить. Случается негативный опыт — появляются, например, какие-то страшные магазины, которые могли бы выглядеть лучше.
Наш градостроительный совет может регулировать только облик исторического центра. Окончательное решение все равно принимает регион, но без нашего согласия они не могут выдать разрешение на строительство. Это закреплено в правилах землепользования и застройки.
Мне кажется, было бы хорошо самим регулировать облик на территории всего города, хотя бы вдоль основных улиц, но пока это невозможно. С другой стороны, я имею право участвовать в региональном градостроительном совете, специально приезжаю для этого в Ярославль. То есть косвенно я могу на это влиять.
— С градостроительным направлением дела обстоят иначе?
— Да, мы сами принимаем решение о развитии какой-то территории, предоставляем участки в аренду застройщикам и так далее. Здесь мы полностью держим ситуацию в своих руках.
— Градостроительство — это как раз твой профиль, про него тоже хочется спросить. Что необычного происходит в этой сфере?
— Из интересного и нового — в прошлом году мы начали создавать комплексный проект велосипедной инфраструктуры Рыбинска. Это долговременная история, мы пока внедрили два участка с велополосами вдоль набережной и открыли велодорожку на улице Моторостроителей в спальном районе. В 2021 году было принято решение: если ремонтируем улицу, сразу закладываем там велополосу. Ещё мы подготовили схему, на которой наглядно показано, как мы будем связывать районы единой велосипедной сетью. Буквально на днях в городе появился первый велосветофор.
Рыбинск очень подходит для этой истории, она здесь прямо на поверхности. Город компактный, здесь и без велодорожек очень много людей пользуется велосипедами. Даже в Ярославле их намного меньше. У нас на велосипедах ездят зимой, можно встретить бабушек и дедушек на велосипедах. Мне очень нравится это направление, и я надеюсь, мы продолжим его развивать.
— Какие вообще у тебя ожидания от работы на новой должности?
— Я хочу сделать должность главного архитектора более открытой. Потому что это не просто человек, который что-то там согласовывает. Он взаимодействует с людьми, он старается помочь. У нас раньше такого не было, но сейчас всё меняется: и в регионе, и в городе власть стала открытой. Насколько это будет возможно, я хочу услышать мнения жителей, хочу обсуждать идеи, брать какие-то проекты на вооружение — а предложения уже поступают. Так что пока настрой очень позитивный.
Фото обложки: Alekss1914 / wikimedia.org / CC BY-SA 4.0