Михаил Баграмян — о том, как находить идентичность в типовом

17 июня 2022
17 июня 2022

Михаил Баграмян — архитектор из Воронежа, ведущий архитектор проекта «Идентичность в типовом», сооснователь студии Izmerenie и участник четвёртого потока программы Архитекторы.рф. В мае 2022 года он выступил на форуме «Зодчество ВРН» и рассказал о нескольких проектах из своей практики. Публикуем текст этого выступления с незначительными сокращениями.

Начну я с «Идентичности в типовом». Это исследовательский проект, который направлен на изучение системы домов и дворцов культуры в России и странах СНГ, а также на формирование видения их будущего. Проект был инициирован архитекторами Дарьей Наугольновой и Алексеем Боевым. Они являются партнерами бюро VISOTA и более десяти лет практикуют общественную архитектуру в Нидерландах.

Михаил Баграмян на сессии «Сохранять и преумножать. Опыт работы со знаковыми городскими объектами». Фото: Архитектурный форум «Зодчество ВРН»

Стартовал проект с воркшопа, который состоялся в 2018 году на «Осенней школе Зодчества ВРН». Позже он перерос в большое исследование и получил два наших президентских гранта и нидерландский грант креативных индустрий.

«Осенняя школа Зодчества ВРН» в 2018 году. Фото: Департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области

На воркшопе мы разрабатывали концепции развития трёх домов культуры в Воронеже: ДК Кирова, ДК Электроника и ДК Машиностроителей. Последний вырос в настоящий реализованный проект. Его поддержали глава департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области Андрей Еренков и директор самого дворца культуры Роман Мамедов.

ДК Машиностроителей

Изначально Дворец культуры выглядел удручающе. Это такое кондовое советское здание. В его интерьерах были использованы плюс-минус все оттенки бежевого и коричневого, которые только можно представить. С помощью перегородок везде нарезаны маленькие помещения, совсем нет воздуха. Фасад тоже был не очень.

ДК Машиностроителей до ремонта. Фото: Шалин / wikimedia.org

Что мы сделали концептуально в этом проекте, так это разделили функции ДК по этажам. На первый этаж мы вынесли те функции, которые репрезентативно показывают, что происходит в здании. Прорубили окна в пол и открыли возможность визуального доступа для посетителей, которые проходят мимо. С помощью такой открытости и прозрачности они могут вовлекаться в жизнь ДК.

© Visota Architects

На втором этаже мы расположили преимущественно кружковые мастерские и танцевальный зал. На третьем находятся более фиксированные по функциям помещения администрации, которые требуют постоянного пребывания сотрудников.

© Visota Architects

Хочется сделать акцент на лестнице на фасаде. Изначально здесь располагался бетонный барельеф, который, к сожалению, был утерян из-за его конструктивных особенностей. Мы думали его восстановить, но в рамках заложенного бюджета это вообще не представлялось реальным. Вместо этого мы сделали панно из перфорированного алюминия и поработали с нашим локальным — а теперь уже и не очень локальным и известным по всей России — художником Яном Посадским. Он придумал маску, и когда через неё смотришь на панно, в дополненной реальности в телефоне проступает оригинальный барельеф.

Фото: Ян Посадский

Также мы сохранили рельеф над входом. То есть если говорить об идентичности этого здания, то мы старались по-максимуму выявить его модернистскую суть.

© Visota Architects

Это зрительный зал, здесь сохранена лепнина. Мы постарались сделать интерьер чистым, светлым и свободным.

© Visota Architects

Это холл. Мебель была специально выбрана в такой минималистичной стилистике. За это мы, кстати, боролись с нашими локальными производителями. Старались объяснить, что не надо делать филёнки там, где их можно не делать. Что плинтуса могут быть плоскими, без изгибов.

Пока это только первая очередь реализованного проекта. Во вторую очередь предполагается ремонт на втором и третьем этажах. А третья очередь — благоустройство. Сейчас мы находимся в диалоге с администрацией и городом по поводу того, чтобы продолжить реализацию проекта и победоносно его завершить. 

Елец и Якутск

Почему проект вообще называется «Идентичность в типовом»? Потому что мы работаем преимущественно с типовыми советскими зданиями, которые разбросаны по всей стране и приобретают свою идентичность в локальных ситуациях. И тут я хочу рассказать о концепциях реновации двух одинаковых ДК. Они были интерпретированы принципиально по-разному — в зависимости от климатических условий, функциональных запросов и культурных особенностей регионов.

© Visota Architects

Это — реновация дома культуры в Ельце. В отделке мы использовали преимущественно песчаник — локальный материал, который производится там же, в Липецкой области. Мы старались подчеркнуть связь с городом: на большой стеклянной поверхности на фасаде есть пленка, которая имитирует кружево и отсылает к елецким кружевам.

© Visota Architects

С точки зрения пространственного формирования мы полностью открыли внутренний дворик, который располагается между крыльями здания, и сделали его местом для проведения мероприятий.

© Visota Architects

А это ДК того же типа, но в Якутске. Это не дом или дворец культуры, а Дом дружбы народов. За белой плоскостью фасада вы видите возвышающийся объем. Это объем новой гостиной, который мы сделали как раз ввиду климатических особенностей: большую часть года в Якутии невозможно использовать открытый двор. Имелся и функциональный запрос администрации дома дружбы народов: нужно было сформировать такую гостиную, чтобы этнические объединения представляли в ней своё искусство и свою культуру.

С другой стороны здания расположен еще один новый объем, это административный блок. Он потребовался из-за того, что административные помещения были разбросаны по всему ДК, и это не очень удобно.

Книга

Разворот книги

Пожалуй, главным продуктом с точки зрения исследовательской работы для нас является книга, опубликованная издательством TATLIN. Там собран весь наш опыт, анализ прошлого, фиксирование настоящего и визионерские представления о том, как ДК могут работать в будущем. Главный стейтмент нашего исследования в том, что система домов культуры в России может стать базисом для развития креативных индустрий в стране.

Izmerenie в Острогожске

И чуть-чуть расскажу о нашей деятельности в студии Izmerenie. Важные для города объекты — это не всегда объёмы. Зачастую это общественные пространства, и здесь хочется вспомнить проект площади Ленина в городе Острогожске, уже реализованный.

Здесь можно посмотреть, как площадь выглядела до благоустройства

Это центральная городская площадь с памятником, классическая площадь-накопитель. Нашей задачей было совместить два взгляда на площадь. С одной стороны, администрация города не хотела ничего нового: «Зачем нам это нужно, зачем что-то придумывать и каким-то образом функционально насыщать эту площадь?».

С другой стороны, был запрос от департамента области — наоборот, разнообразить её какими-то объектами и функционально насытить. В сочетании этих двух подходов нам помог прием пэчворка. Мы разрезали площадь на отдельные зоны, присвоили каждой уникальный паттерн мощения и расположили на них определенные объекты.

Это макет из плексигласа, который иллюстрирует принцип, по которому мы работали. Большое и белое слева — профилированная сцена со встроенными местами для сидения. Справа — пергола, под которой располагаются лавочки. Она ориентирована на импровизированную остановку общественного транспорта. Раньше там не было ничего, что бы как-то укрывало человека от дождя. И мы подумали, что в этом решении есть и визуальный красивый акцент, и функциональность.

Две зоны снизу — это лавочки, интегрированные в бетонные клумбы. Они ориентированы на здание почты — главное здание площади. Здесь же высажены деревья, которые зонируют пространство и делают его более приватным.

И еще хочется сказать о подсветке, которую мы заложили в мощение. Она послужила альтернативой изначально запрошенному сухому фонтану. Потому что это, во-первых, неудобно на центральной площади, а во-вторых, — дорогостоящее мероприятие. Так что мы использовали подсветку как ещё один прием привлечения, еще один аттрактор.

Вот так выглядит реализация этой площади. Кровь, пот, слезы и другие биологические выделения, но мы добились от строителей того, чего хотели.

 

17 июня 2022
17 июня 2022
Читайте также