В пятницу, 24 мая состоялось подведение итогов конкурса молодых бюро NEXT 2024, который проходил в рамках выставки-форума АРХ Москва. Победителем стала команда из Якутии NOMADO, которая построила в Гостином дворе традиционные якутские качели из конского волоса. Создание этого объекта курировала выпускница программы Архитекторы.рф 2019 года Анку Гасич.
NEXT — это конкурсный проект, посвященный творчеству молодых российских архитекторов. Он проходит ежегодно в рамках международной выставки-форума архитектуры и дизайна «АРХ Москва». Свои проекты на конкурс могут выдвигать компании не старше десяти лет. Каждая команда, допущенная к участию в конкурсе, получает в своё распоряжение пространство площадью 4 квадратных метра. На этом месте архитекторам предлагается создать инсталляцию на заданную тему. Тема 2024 года — «Польза». В 2024 году куратором NEXT стал основатель бюро personal message, выпускник программы Архитекторы.рф Пабло Джонаттан Пухно Бермео. По его инициативе у премии, среди прочего, появились спонсоры, призовой фонд и новый фирменный стиль.
«В самом начале пути я хотел переформировать премию, сделать ее более заметной, более брендовой. Удалось ли этого добиться? Изменился ли NEXT? Да, однозначно. Потихоньку конкурс становится узнаваемым имиджевым мероприятием. Очень рад за команду, которая полгода трудилась над тем, чтобы приблизиться к поставленной задаче — сделать нового "Притцкера" для молодых команд в России», — рассказал Пабло Джоннатан.
Прием заявок на участие в конкурсе проходил в конце 2023 года. В январе были объявлены 10 финалистов, которые получили право принять участие в выставке в Гостином дворе в Москве. В список вошли архитектурное бюро ABG, TOU! Architects, Bureau_ARD, проектный центр «ЯРУС», NOMADO Architects, APRELarchitects, NX Architects, ABOVE и HADAA Architects и архитектурное бюро «КБ 11». Выставка конкурсных работ проходила с 22 по 25 мая, защита проектов состоялась 23 мая.
По решению жюри, лучшим проектом выставки стали традиционные якутские качели, созданные командой NOMADO Architects. Это полотно из конского волоса с каркасом из лиственницы, которое за месяц сплели якутские мастерицы. Они собрали шестиметровый «гамак» по старинной технологии. Кураторами проекта выступили соосновательницы бюро — архитектор Айталина Брызгалова и выпускница второго потока программы Архитекторы.рф Анку Гасич.
Качели NOMADO Architects — это антивоплощение темы «АРХ Москвы», пользы. По словам авторов, в Якутии сложно делать бесполезные вещи в архитектуре, поскольку суровый климат «не прощает ошибок». Тогда команда придумала «полезно-бесполезный» объект, который оказался местом для отдыха и возможностью для собственных размышлений.
«Администрацию, жителей и профессиональные сообщества в городах и селах уже не устраивают типовые решения, которые переходят из года в год и из поселения в поселение. У людей развивается насмотренность, они узнают какими бывают современные здания или общественные пространства и ждут уникальных решений в строительстве и благоустройстве подходящих для климата и культурного контекста Якутии. Мы рады что в нашей республике существуют архитектурное сообщество, поддерживающее нас, которое помогает нам ставить проектные решения и искать для них нестандартные решения», — рассказала на защите Анку Гасич.
По словам куратора NEXT 2024 Пабло Джоннатан Пухно Бермео, он лично «проживал» создание каждого из десяти проектов и помогал участникам в разработке стендов. «Я считаю, что 10 суперзвезд архитектуры, которые наступают мастерам на пятки. Очень горжусь ими и тем, что мы смогли их найти — это был сложный отборочный путь, который привел к тому, что мы получили 10 действительно сильных финалистов. По моему субъективному мнению, это лучший спецпроект за 15 лет существования конкурса», — отметил Пабло Джоннатан.
Напомним, что в 2023 году победителем конкурса NEXT стало архитектурное бюро Lampa Community, основанное выпускницей офлайн-программы Архитекторы.рф Екатериной Кузнечиковой. Команда создала проект, который метафорически обращался к опыту природы и обычных растений, «которые никогда и никуда не спешат, стремятся ввысь, вширь, вглубь и берут на это ровно столько времени, сколько им требуется на самом деле». Технически объект состоял из стоек, на которых располагались вращающиеся модули. Эти стойки складывались в пространственную композицию, с которой мог взаимодействовать любой желающий. Элементы были связаны между собой: вращая одну деталь, зритель сдвигал и другие, открывая скрытые до этого стороны объекта.
Все фотографии: Next 2024 / АРХ Москва