Что делать, если бизнес не готов к дизайн-коду, а горожане вешают баннеры на заборах? Отвечает Алёна Беребердина

14 апреля 2023
14 апреля 2023

Алёна Беребердина — выпускница четвёртого потока программы Архитекторы.рф, соосновательница и управляющий партнер агентства пространственных изменений horovod.space и основательница бюро Design Code Studio. Более 6 лет Алена работает над созданием и внедрением дизайн-кодов в российских городах. Мы попросили её подвести итоги работы в этой сфере и поделиться советами с теми, кто планирует в ней работать.

Алёна Беребердина

Понятие «дизайн-код» пришло к нам из Европы и в переводе с английского означает кодекс, то есть свод правил, который регулирует городскую среду. Особенность европейских городов заключается в том, что их среда складывалась десятилетиями и даже веками, и характерные шрифты, детали фасадов, указатели, типы мощения и вывески становились частью локальной идентичности. Правила дизайн-кода лишь фиксируют, что можно делать в сложившейся среде, а что нет.

В России ситуация иная. Советские города отстраивались по единой концепции, а их культурные особенности зачастую вовсе стирались. Затем наступили девяностые, вышел указ о свободной торговле — и однотипную советскую архитектуру, лишенную локальных и национальных особенностей, стали закрывать яркими баннерами и рекламными конструкциями. И только спустя 20 лет в стране начался запуск проектов, направленных на восстановление и регуляцию визуального облика городов. Встал логичный вопрос: а что это за города? В чем их особенности? Какая у них история и идентичность? Как она отражается в городском дизайне и архитектуре? Для того, чтобы в этом разобраться, нужно потратить годы. Относительно быстрой победой стало внедрение правил, регулирующих конкретные параметры: высота, ширина, расположение или объем. Разработка дизайн-кода входит в оценку региональных властей, поэтому многие города быстро сориентировались и начали работать в этом направлении.

Указатели в Екатеринбурге с логотипом города. Фото: сайт дизайн-кода Екатеринбурга

Хорошие проекты случаются тогда, когда вместе с дизайн-кодом разрабатывается полноценный брендинг города или есть инициатива среди горожан, вовлеченных в процесс. Так было, например, в Екатеринбурге, Ижевске и Рыбинске. В Екатеринбурге лет 10 назад появилась небольшая инициативная группа, которая начала формировать дизайн-код. Они исследовали город, изучали его историю и пытались понять, а что вообще такое Екатеринбург? Какие ему подходят цвета? Из чего состоит его идентичность? В общем, когда этой темой стала заниматься городская администрация, местные жители подключились к проекту и их наработки легли в основу логотипа города, а затем — и дизайн-кода. Идентичность перерабатывается в правила, и это более гармоничный трек, чем решение задач, спущенных сверху вниз.

как просвещать бизнес

Внедрение дизайн-кода часто сопровождается спорами с бизнесом — например, из-за замены вывесок. Во-первых, это накладно финансово, во-вторых, бизнес привык работать без правил. Любые нововведения — это дополнительные ограничения в его деятельности.

Допустим, вы всё же нашли общий язык, обсудили детали кодирования и получили согласие собственников и арендаторов привести фасады в порядок. Но ведь на место одного предпринимателя может прийти другой, и эти переговоры придется начинать с нуля. Какое есть решение для таких ситуаций? Просвещение. Администрации города необходимо вести непрерывную просветительскую работу, чтобы каждый предприниматель сжился с дизайн-кодом и почувствовал, что является частью города.

В каждом городе, где я работала, внедрение дизайн-кода сопровождалось общественными слушаниями. На эти встречи приходили предприниматели, и мы их консультировали. Несмотря на то, что все правила описаны в гайде, представителям бизнеса было важно лично задать вопросы и во всем разобраться. Была, например, такая история. Я делала дизайн-код в одном небольшом историческом городе, куда постоянно приезжают паломники. Много лет предпринимателя делали там вывески, используя шрифт Izhitsa с узнаваемым «старославянским» начертанием. И нам пришлось их убеждать, что так делать не стоит. А каким способом? Мы изучили историю, проанализировали очень много разных вывесок в городе и показали, что раньше такой шрифт использовали только церковные лавки, и он не подходит для продажи хлеба, пива или одежды. Более того, мы посчитали, сколько стоит сделать вывеску с такими засечками, и оказалось, что без них будет намного дешевле. Бизнес это убедило, и предприниматели стали использовать более лаконичные шрифты. В общем, важно не только внедрить правила на уровне закона, но и выделить достаточно ресурсов на операционную деятельность. 

Методички не только для предпринимателей

Архитектурные элементы, оформление которых регулируется дизайн-кодом. Регламент для городов Воронежской области

Несколько лет назад я разрабатывала дизайн-код для Воронежской области. Вместе с командой архитекторов я побывала в 33 городах и поселениях. Мне бросилось в глаза, что зачастую проблема облика среды кроется не в бизнесе, а в состоянии жилых домов. Люди остекляют балконы, пристраивают дополнительные помещения, меняют резные деревянные рамы на пластиковые, ставят высокие сплошные заборы на своих участках и так далее. К тому моменту я уже три года работала с дизайн-кодами, но никогда прежде не сталкивалась с малыми городами, где преобладает индивидуальное жилое строительство. Стало понятно, что предприниматели могут сколько угодно делать красивые неоновые вывески, но если в городе кровли разного цвета и заборы под 4 метра, то особого смысла в этом нет.

После той поездки мы с командой разработали методические рекомендации для жителей городов и сделали красивый графический документ. Он подсвечивает ключевые проблемы городской среды и предлагает конкретные решения для разных ситуаций. Было понятно, что официально его внедрить не получится, но главный архитектор Воронежской области [и выпускник программы Архитекторы.рф] Андрей Еренков пошел, на мой взгляд, по самому правильному пути. Он собрал всех 33 главных архитекторов, и я презентовала им этот документ, чтобы затем они уже обсудили мои рекомендации с местными жителями. Там прописаны супербанальные вещи — но именно с них все и начинается.

Дизайн-код и уникальность места

Правила размещения баннеров и рекламных конструкций в частном секторе. Дизайн-код Павловска

Среди тех 33 городов, в которых мы побывали в Воронежской области, был Павловск. Там встречается коммерция прямо в жилых домах в частном секторе. Ты идешь по проселочной дороге, вокруг классические русские дома и вдруг прямо на заборе огромный баннер — «Парикмахерская “Оксана”». Мы всегда прописываем в дизайн-кодах, что размещать вывески на заборах нельзя. По этой логике баннер надо снять, но что потом? Повесить на эту деревянную избушку панель-кронштейн? В глубине земельного участка? Это же издевательство. И да, баннер стоит намного дешевле панель-кронштейна. Настоять на запрете означает создать практически непреодолимые финансовые препятствия для парикмахера Оксаны. В общем, у меня не поднялась рука убрать это, и мы нашли компромиссный вариант с баннером на заборе.

Дизайн-код — это правила, за нарушение которых следует штраф, поэтому при формировании документа важно обращать внимание на идентичность и уникальность места. Надо быть внимательным к городу и к его деталям, даже если это не указано в вашем техническом задании.